ПОЛЕЗНАЯ И БЕСПОЛЕЗНАЯ СЛУЖБА

“И если я раздам все имение мое,. а любви не имею, нет мне в том никакой пользы” (1 Коринфянам 13: 3).

Апостол ведет речь о дарах Святого Духа. В 12-й главе он показал, что в ранней Церкви Господь дал один или несколько чудесных даров каждому, кто принял Евангельское Послание и стал последователем Христа. Эти дары имели двойную цель: личную пользу и свидетельство для посторонних. Евангельское Послание было чем-то новым, поэтому нужны были эффективные и убедительные методы, чтобы положить начало Церкви. Обратив внимание на эти разные дары и дав понять, что дар публичного вещания, ораторства является самым ценным, св. Павел говорит: “Я покажу вам путь еще превосходнейший”. Затем он утверждает, что плоды Духа значительно важнее, и что Любовь является самым ценным плодом, без которого все дары, всякое усердие теряет значение.

Сегодня некоторые христиане очень жалуются на то, что Церковь наших дней не имеет даров, которыми обладала ранняя Церковь. Они убеждены, что отсутствие этих даров Духа в настоящее время свидетельствует о недостатке веры и верности со стороны Божьего народа. Но они, кажется, не заметили, что апостол Павел в свое время заверил Церковь, что эти дары минуют. Послушаем его: “Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание [чудесное знание и способность понимать] упразднится.. А теперь пребывают эти три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше” (Стихи 8, 13). Видим, что эти чудесные дары прекратились постепенно. Они передавались только апостолами, поэтому после смерти апостолов и тех, кому апостолы передали эти дары возложением рук, уже никто не мог их получить. Но обладание одним или большим количеством даров не означало принятия в Небесное Царство. В то время кто-то мог иметь даже несколько чудесных даров, но мог быть отвернут.

В какой мере христианин воспитывает Веру, Надежду и Любовь, в такой мере он воспитывает в себе вечное. Среди этих трех Любовь стоит на первом месте. В определенном смысле Вера прекратится, потому что когда вместо веры удастся увидеть собственными глазами, уже не потребуется проявлять ее так, как сейчас. В определенном смысле Надежда прекратится, потому что когда наступит совершенное, когда на смену Надежде придет полное выполнение, тогда не будет такой необходимости в надежде, как сейчас. Св. Павел говорит: “Если кто видит, то чего ему и надеяться?”. Мы всегда будем надеяться в том смысле, что всегда будем иметь славные надежды; будем иметь Веру в том значении, что никогда не потеряем доверия к Господу (к Его доброте и верности) и друг к другу; но Вера и Надежда уже не будут нужны в таком значении, как сейчас. Однако Любовь никогда не перестанет в какой бы то ни было мере или степени, но будет расти и углубляться. “Любовь никогда не перестает!” Это примета самого Бога, и каждое совершенное существо будет воплощением этой славной приметы. Обладающие Божественной природой будут иметь ее в самой полной мере, в самой превосходной степени.

В рассматриваемом стихе апостол говорит, собственно, о разнице между дарами и плодами Духа. Разве можно раздать все имения свои, чтобы накормить нищих, не из любви? На это ответим, что для этого могут быть и менее благородные мотивы, как дает понять апостол. И если в этом нет любви, то все напрасно. Чем больше в этом любви, тем больше от этого пользы. Чем меньше любви, тем меньше пользы. Верим, что большинство тех, кто подает нищим, имеет хоть немного любви. Верим, что большинство благотворительности сегодня делается из любви. Насколько благотворительный поступок мотивирован любовью, настолько он принесет благословение. Насколько он мотивирован самолюбием и тщеславием, настолько он лишен благословения. Это правда по отношению к Церкви и к миру.

Раздать имение, чтобы накормить нищих, можно из соображений популярности или самолюбивых намерений. Фарисеи делали из своей святости настоящее представление, но их поступками не руководила любовь. Наш Господь сказал, что они уже получили свою награду – похвалу от людей. Если бы политик, добиваясь высокого положения, отдал свое имение, чтобы накормить нищих, и эти нищие потом проголосовали за него, то он получил бы свою награду. Зачем ему две награды? Он получил свои голоса, и такова была цель его расходов. Но награда, которую дает Господь, Он дает теперь и в будущем.

Что касается личных благотворительных взносов, то существуют общественные инициативы, которые в большой мере делают ненужными и даже бессмысленными частные взносы. Но есть еще другой способ накормить нищих, еще более важный. Мы можем накормить духовно голодных и можем помочь одеть духовно обнаженных. Следовательно, можно потратить деньги и отдать имение, чтобы накормить нищих наилучшим из всех способов, хотя не следует пренебрегать тем, чтобы накормить и одеть буквально, когда это нужно. Но даже если мы духовно накормим и оденем, это все равно может быть оставлено Господом без внимания, если мы это сделали не из настоящей любви к Нему, к тем, кто Его, и ко всем людям. Насколько христианин подает для Господнего Дела ради внешности или с намерением что-то получить от Него, или из других побуждений, кроме любви к Господу, настолько он не будет иметь никакой награды. Только сделанное из любви будет награждено на небесах и принесет пользу для развития характера для Царства.

R5786 (1915 г.)