“ЗНАЕТ ОТЕЦ ВАШ”

“Ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду” (Матфея 6: 8).

Вскоре после начала миссии нашего Господа Он произнес проповедь, известную всем как “Нагорная проповедь”. Ученики еще не стали сынами Бога в полном, полагающемся смысле слова. Фактически, они и не могли быть приняты к сыновним отношениям до Пятидесятницы. Они были членами падшего рода, под тем же осуждением, что и прочие люди. Самое большее, на что они могли претендовать, это то, на что претендовали иудеи – быть слугами Бога. Но теперь, как записано в Иоанна 1: 12, “тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть [привилегию] быть детьми Божьими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились [зачаты]”.

Это духовное зачатие не было возможным в полном, полагающемся смысле до тех пор, пока Иисус не совершил примирения за грехи мира или, по крайней мере, не приготовил путь для примирения через Свою смерть. Однако в определенном смысле слова Его смерть уже наступила: а именно, в том смысле, что Он уже отдал Себя в живую жертву, а Отец принял эту жертву. Но смерть должна была наступить до конца, и Иисус должен был вознестись, явиться перед Богом и представить заслугу Своей жертвы, прежде чем божественное Благословение могло прийти к кому-либо, позволяя стать сынами Бога.

ОТЕЦ ЦЕРКВИ

Мы видим, что о Своих отношениях с Богом Иисус говорил в ожидаемом, пророческом смысле. А так как ученики поверили в Него и стремились исполнять Его волю, они находились в полном согласии с Божьим порядком, позволяющим стать сынами. Если кто-то усыновит ребенка, то до тех пор, пока длится процесс оформления юридических бумаг, об этом ребенке можно говорить как о сыне, и он может обращаться к тем, кто его усыновил, Отец или Мать. Также ученики должны были иметь привилегию обращаться к Богу как к своему Отцу, и эта привилегия зависела от их веры. Большинство иудеев не имело такой веры, и когда Иисус сказал, что Он – Божий Сын, они были готовы схватить камни, чтобы забросать Его за богохульство. Но Иисус сказал, что Он не только Божий Сын, но и приведет многих сынов к Богу, и в поддержку Своего утверждения процитировал псалмы (Иоан. 10: 31-40; Пс. 81: 6).

Наш Господь обращался к Своим ученикам так, словно те уже были Новыми Творениями, уже стали сынами Бога и уже приняли Святой Дух, хотя и Он и они знали, что это полностью не произойдет до тех пор, пока, как Он сказал, “через несколько дней после сего” они действительно и непосредственно не получат его в Пятидесятницу. Обращаясь к ученикам с этой точки зрения, Учитель сказал: “Ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду”. Эти слова являются частью Его Нагорной Проповеди. Читаем: “И, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их”. Толпы народа не должны были звать Бога Отцом; ученикам же следовало понимать, что ставшие последователями Господа Иисуса могут называть Его Отцом.

Слово Отец, если учесть другие места Священного Писания, означает очень много. Бог был Отцом Адама в том смысле, что дал Адаму жизнь. Иисус не был Отцом Адама, хотя Он как Логос был особо задействован в предоставлении жизни Адаму. В результате неповиновения Адама эта жизнь была потеряна для него и для всех его детей. И потеряна была не только жизнь, но и Дух Господа, что содержало также сыновнее родство.

ВЕЧНЫЙ ОТЕЦ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

После Адама мы не встречаем, чтобы кто-то именовался сыном Бога до времени Иисуса. Иисус был первым Сыном Бога после Адама; и со времени нашего Господа Церковь была названа сынами Бога (1 Иоан. 3: 1). Факт, что мы названы сынами Бога, свидетельствует о начале новой жизни, потому что старая жизнь, которую мы унаследовали от Отца Адама, осталась в прошлом. Эта новая жизнь, которую мы приняли, достается нам не от Иисуса, но от Отца. Иисус является лишь путем, которым эта жизнь приходит к нам. “Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа.. возродил нас” (1 Пет. 1: 3). Так вот, порядок для мира несколько иной. Бог не намеревается давать миру зачатие Святым Духом, как это происходит с Церковью. Напротив, мы видим, что в свое время Иисус должен стать Вечным Отцом мира (Ис. 9: 6). Это время будет большим тысячелетним днем Мессианского Царства.

В этом тысячелетнем Дне Христос, великий Царь, Посредник между Богом и людьми, даст жизнь человечеству. Жизнь, которую Он даст, будет человеческой жизнью. Он будет Отцом человечества, потому что человеческая жизнь, которую Он даст людям, принадлежит Ему. Своим повиновением Божьему плану Он купил право дать человеческую жизнь. Поэтому, предоставляя эту жизнь ценой самого Себя, Он назван Отцом человеческой семьи. Это не означает, что мир не будет считаться сынами Бога, потому что внук является сыном отца и деда. Человечество не получит свою жизнь непосредственно от Бога, а посредством Христа: Христос является Отцом, а Бог – Великим Отцом. Бог не говорит наугад, а с большой тщательностью. Поскольку это так, мы питаем большое доверие к Его Слову.

БОЖЬЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ИЗРАИЛЕМ

Когда Адам и его семья сделались грешниками, некоторые из них пошли в своем пренебрежении Богом еще дальше. В том, что они были разъединены с Ним, не было их вины. Но они не сберегли Бога у своем уме, и Бог предал их превратному уму. Они стали детьми сатаны в том смысле, что повиновались ему. Он усыновил их в свою семью; они добровольно принимают его и повинуются. Конечно, сатана в действительности не давал жизни миру, но они приняли его как своего отца, соглашаясь с его условиями и становясь членами его семьи. К некоторым из человеческой семьи наш Господь сказал: “Ваш отец дьявол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего” (Иоан. 8: 44).

Когда Адам был отвергнут, он попал под приговор смерти и был оставлен на произвол судьбы. Выражение “ты находишься под проклятием смерти” означает, что “ты не можешь избежать смерти” – “смертью умрешь”. Наступят эпидемии, землетрясения, голод. Вы будете подвержены этому, потому что вы грешники. Люди не могли надеяться, что Бог что-то сделает для них, когда находились под приговором смерти. Однако Бог сделал много, хотя они и грешники. Он позволяет солнцу светить и дождю падать на праведных и неправедных (Матф. 5: 45).

После того как Бог позвал иудеев под Заветом Закона, они пришли к особому родству с Ним как слуги. “Моисей [был] верен во всем доме Его”, был слугой над Домом Израиля. Эти слуги находились под присмотром, также как управляющий в большом доме присматривает за слугами, а также за сынами. Хотя сынам полагалось больше присмотра, заботились и о слугах.

Таким образом, иудеи были приглашены иметь Божью опеку. Им было обещано, что все будет содействовать им ко благу. Бог будет благословить их отары и стада, будет добр к ним, если они повинуются Его повелениям. Они же так не делали, поэтому навлекли на себя наказания. Когда мы читаем о народе Израиля, то видим, что он был самым наказуемым народом в истории, пройдя через самые удивительные испытания и наказания, приведшие его к состоянию большой религиозности. Поэтому, когда наш Господь пришел в мир, иудеи имели из всего человечества самые развитые религиозные чувства, самые преданные. Многие из них были готовы принять особую милость, которую Иисус пришел дать, а именно, привилегию стать сынами Бога.

БОЖЬЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ЦЕРКОВЬЮ

Сыны Бога в течение Евангельского века похожим образом находятся под особой милостью Бога и под особым Заветом с Ним. Он обещал относиться к ним как к сынам, как к детям, а не как к слугам, не как к противникам или врагам. “Бог поступает с вами как с сынами” (Евр. 12: 7). Имея уверение, что Бог будет обращаться со Своим народом как с сынами, нам можем показаться странным, что святые не наделены (в отличие от тех, которые не являются святыми) такими благословениями как деньги, здоровье, земное благополучие. Мы спрашиваем, почему так? Разве Бог пренебрег Своим обязательством, обещав, что будет обращаться с ними как с сынами? Мы – сыны Бога не по плоти, а по духу. Зачатые Духом, мы являемся сынами Бога как Новые Творения, интересам которых лучше всего служат трудности, которые не благоприятствуют плоти.

 Если говорить об этих сынах Бога, то Новое Творение является чем-то особенным в Божьих глазах. Плоть имеет мало значения. И Бог хочет, чтобы эти сыны имели нужные испытания, которые приведут их к правильному развитию как сынов Бога на духовном уровне. Это означает, что окончательно они должны умереть по плоти. Нет другого пути, чтобы прийти к духовной природе, кроме смерти по плоти. Мы все должны идти по стопам Учителя.

Испытания узкого пути являются особыми испытаниями Нового Творения. Как будет вести себя Новое Творение в этих испытаниях и трудностях? Продемонстрирует ли оно верность Богу, когда все будет казаться неблагоприятным для него по плоти? Если так, то Новое Творение будет становиться более сильным; и битва между обоими – духом и плотью – закончится победой Нового Творения и его рождением в Первом, Главном Воскресении к духовной природе, Божественной природе.

ПРАВИЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ УМА ДЛЯ МОЛИТВЫ

Слова нашего стиха касаются лишь Новых Творений. “Ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду”. Нам не нужно пользоваться бесполезными повторениями, как это делают язычники, снова и снова прося Бога о насущных благословениях. Он знает, в чем мы нуждаемся: то есть, будем ли мы, как Новые Творения, иметь наибольшую пользу от обилия богатства или от его отсутствия; будем ли мы, как Новые Творения, иметь наибольшую пользу от наличия здоровья или наоборот. Мы не должны говорить Богу, чего мы хотим. Мы должны подчинить нашу волю, чтобы могла исполниться Его воля. Поэтому мы должны молиться, как молился Иисус: “Не Моя воля, но Твоя да будет”, потому что “знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду”. Язычники не считают Бога своим Отцом, и Он не занимается их делами. Они получают некоторые общие благословения, которыми Бог обеспечивает всех, – солнечный свет и дождь.

Молитва Божьего народа не должна быть о земном. Мы не знаем ни одной библейской иллюстрации, где бы духовные сыны Бога откровенно просили о земном и получали ответ. Мы помним, что св. Павел трижды ревностно молился о восстановлении своего зрения. Бог не дал ему того, о чем он просил, а дал то, что было наилучшим для него как Нового Творения. И этот физический изъян слабого зрения – слезящиеся глаза – помогал ему постоянно помнить факт, что он когда-то преследовал Господний народ. Господь не забрал его изъян, но дал ему нужную благодать. По-видимому, когда апостол усвоил этот урок, он больше не молился об этом. Без сомнения, для нашей пользы случилось так, что он не понял этого, пока не помолился трижды неправильной молитвой. Из этого мы узнаем, что следует находиться в таком состоянии, чтобы сказать: “Господи, Ты знаешь, в чем я нуждаюсь. Дай мне то, что самое лучшее”.

ОБРАЗЕЦ МОЛИТВЫ

Некоторые могут сказать, что неправильно обращаться с общим прошением – что следует просить Бога о чем-то конкретном, например, если кому-то нужно пальто, он должен просить пальто. Но наш Отец сказал, что мы не должны вдаваться в подробности. Бог знает, что нам нужен хлеб. Поэтому, когда мы просим: “Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день”, – мы просим так не потому, что думаем, будто Бог забудет об этом, а, скорее, из благодарности за все, что имеем от Бога, – за нашу еду и за все другое. Он знает, в чем мы нуждаемся, и обеспечивает этим без нашей просьбы. Несмотря на это, Отцу угодно, чтобы мы приходили к Нему и просили прощения за наши грехи, осознавая, что Он заранее приготовил все для этого прощения, и что лишь тогда, когда мы милосердны к другим, Он будет относиться милосердно к нашим прегрешениям. Что касается пищи, мы благодарны нашему Отцу как дающему всякий добрый и совершенный дар.

Мы святим Его имя (воздаем честь Его имени) – ставим это имя на первое место в наших прошениях, наших мыслях. Суть не в том, сколько славы мы можем воздать, а, в первую очередь, в том, что мы упоминаем нашего Отца и Его славное имя – святим Его имя, делаем его святым. Его обязательно святить и воздавать ему честь во всем мире. Затем следует прошение, чтобы пришло Его Царство, так как мы понимаем, что Его Царство является именно тем, в чем нуждается весь мир, и Он обещал, что оно придет. Тем самым мы лишь говорим Ему о нашей зависимости от Него, о том, что мы надеемся на Него и на то, что Он обещал и устроил в Своем Царстве. Мы не просто говорим: “Да придет Царство Твое”, а дожидаемся его, надеемся на него. Затем идет упоминание о наших нуждах. Он знает, в чем мы нуждаемся, – то ли это булка хлеба, то ли половина ее или четвертушка, или малая ее часть или большая. Дальше мы просим, чтобы Он защитил нас от лукавого.

Не существует такой просьбы, как “Мои ботинки надо заменить на новые”, или “Мое пальто износилось”. Язычники (мир) могут молиться об этом, но мы являемся детьми Бога, и наши молитвы должны соответствовать тому, что Он сказал. Мы должны взять за пример молитвы Иисуса и те молитвы, которые возносили апостолы. Эти молитвы не выдвигают требований к Богу, а говорят, что мы зависим от Него, не ищем своей воли, а погружаемся в Его волю, просим, чтобы Его воля исполнилась во всех наших делах. Затем мы должны жить и поступать согласно этой воле и молитвам.

R5623 (1915 г.)