БЛУДНЫЙ СЫН
ЛУКИ 15: 11-32

“Встану и пойду к отцу моему и скажу ему: отче! Я согрешил против неба и пред тобою” (стих 18).

Относительно притчи о блудном сыне были такие комментарии: “Это одно из удивительных произведений Великого Учителя” (Дэвид Грег). “Притча справедливо названа венцом и жемчужиной всех притч. Это – Евангелие в Евангелие” (Д. Кларк). “Ее красоте и пафосу не сыскать равных в мире художественных произведений” (Р. Г. Макким). “Она похожа на завершенную аллегорию больше, чем какая-либо из притч нашего Господа” (New Century Bible). “Никакая другая притча не тронула столько сердец” (В. Е. Бартон).

Установление этой притчи показывает цель, почему Господь дал ее. В ней Он стремился показать фарисеям, что они [R5435] неправильно относятся к мытарям и грешникам. Он дал понять, что их плохое отношение к простому народу, вполне возможно, будет стоить им участия в Царстве.

В притче отец, имевший двух сыновей, очевидно, представляет Бога Иегову. Два сына представляют два общих класса, на которые поделился иудейский народ. Старший сын представлял севших на седалище Моисеевом и остававшихся преданными Богу, по крайней мере, на словах и в своих попытках внешне соблюсти Его Закон. Младший сын представлял простых людей, не таких строго религиозных, как они себе это представляли. Этот класс, младший сын, неправильно использовал свои привилегии и возможности, принадлежавшие народу Израиля, наследнику Божественных обетований. Он растерял свои возможности, угождая себе. Его называли (да и он сам считал себя) мытарями и грешниками – теми, кто не собирался вести благочестивую жизнь.

Класс младшего сына, мытари и грешники, понимал собственную деградацию, как это описывает притча. Мытари и грешники были духовно голодные, ходили в лохмотьях, испытывали желание вернуться в Отчий дом, однако колебались, стоит ли им вернуться обратно. Собственно такие характеры Иисус особо ободрял, говоря: “Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас”. Иисус был представителем Дома Отца и убеждал класс младшего сына из числа иудеев иметь доверие к тому, что Отец примет их, если они придут к Нему с раскаянием.

Притча рассказывает, что некоторые из этого класса, раскаиваясь, возвращались к Богу, щедро получая прощение и даже больше того: благодаря их раскаянию им были дарованы особые проявления Божьей милости. Возвращаясь к притче, мы видим, что все это было проиллюстрировано в том, как блудный сын изнемогал от голода и нищеты, говоря: “Встану, пойду к отцу моему”. И когда он был еще в пути, отец увидел его издалека, подбежал, обнял, пожалел и поцеловал. Блудный сын сказал: “Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим”. Тогда отец сказал слугам: “Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся”.

ПРИМЕНЕНИЕ ПРИТЧИ

Как величественно это иллюстрирует любовь Бога к нам – ее длину, ширину, высоту и глубину! Лучшая одежда и другие знаки внимания к тому, кто раскаялся, хорошо иллюстрируют приготовления, которые Бог сделал для всех, возвращающихся к Нему с грешных путей. Одежда и все благословения даны через Христа – покрытие всех недостатков падшей природы. Откормленный теленок представляет “пир из тучных яств”, который Бог приготовил для кающегося класса (Ис. 25: 6-8).

Применяя притчу более подробно, можно сказать, что время, когда Отец принял блудного сына, поцеловал его и одел в одежду Христовой праведности, полученную через Его жертву и даром предоставленную всем, кто в этом веке приходит к Отцу через Него, наступило в Пятидесятницу. Пир и празднование могут представлять блаженные Божьи обетования, касающиеся тех, кто покрыт одеждой Христовой праведности и принят в Божью семью через зачатие Святым Духом.

Это также свадебный пир, показанный в другой притче нашего Господа (Матф. 22: 2-14). Старший сын из нашей лекции был приглашен, но отказался. Он не хотел прийти. Его охватила зависть, что отец собирается принять молодого ветрогона. Этот завистливый дух со стороны фарисеев не позволял многим из них оценить Божий дар во Христе. Поэтому они, как показано в притче, отказались прийти.

В притче показано, как отец уговаривает старшего сына прийти и присоединиться к пиршеству, радуясь тому, что его брат исправился. Однако тот разгневался и не захотел. Похоже класс старшего сына из числа иудеев не проявил должного духа к тем, кому предназначались царские привилегии и кто должен был быть смиренным, любящим, копией дорогого Божьего Сына в своей доброжелательности ко всем, кто желает прийти к Отцу.

Отказ старшего сына участвовать в празднестве напоминает нам еще о другой притче Господа – о Брачном Ужине (Лук. 14: 15-24). Те, что были приглашены в начале, не оценили приглашения: один пошел на свое поле, другой – к своему товару. Они легкомысленно отнеслись к хозяину, который пригласил их на пир. Тогда он послал слуг по улицам и переулкам, чтобы собрать каждого, кто пожелает прийти, а затем послал пригласить всех, кто хочет участвовать в празднестве, где бы они ни были, пока наконец не собралось полное, заранее определенное число этого класса.

ШИРОКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПОВ

Хотя притча, о которой идет речь в нашей лекции, иллюстрировала два класса иудеев, принципы, изложенные в ней, имеют более широкое применение. Например, в мире есть благородные характеры, которые любят вести себя правильно – люди с хорошей семьи, воспитывавшиеся в хороших условиях, которые, очевидно, должны быть самыми первыми, кого Бог избрал бы для сонаследования со Своим Сыном в великом Царстве, которое должно благословить все человечество. Однако Священное Писание дает понять, что немногих такого рода можно надеяться найти в классе Царства. Не подумайте, что Бог не хочет их из-за того, что они образованы, богаты и хорошо воспитаны. Нет, просто эти качества делают их менее готовыми к принятию упомянутых условий.

Все грешны, знают они об этом или нет. Все должны быть достаточно честными, чтобы признать этот факт. И Бог требует именно такой честности, именно такого признания наших потребностей, прежде чем заслуга Христа может быть приписана нам в качестве покрытия наших недостатков. Этот лучший класс, показанный в старшем сыне, видимо, считал, что он, в отличие от более низкого слоя общества, – одно совершенство, и Бог непременно захочет иметь именно его. Тем не менее, сказано, что не много сильных, не много благородных, не много ученых, не много мудрых, а преимущественно немощное мира, богатое верой, избрано стать наследниками Царства.

Бог, очевидно, хочет иметь класс, достаточно честный для того, чтобы признаться, что он несовершенен и не заслуживает Его милости. Он благословит его знанием о Себе и о Своей праведности, тогда как другие, самодовольные и не готовые принять благодать Бога во Христе или признать необходимость в покрытии собственных недостатков, недостаточно покорны, чтобы принадлежать к классу, который Господь хочет иметь для славного великого труда впоследствии.

Из этого следует, что большинство, которое принимает милость Бога и становится Его детьми, принадлежит к классу младшего сына, о котором апостол пишет, что среди него не много богатых, не много благородных, не много ученых и не много мудрых, а преимущественно немощное этого мира, богатое верой. Они имеют уши, чтобы слышать приглашение: “Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас”. Они имеют сердце, чтобы ответить на это приглашение, и понимают свое жалкое состояние и потребность в помощи, тогда как другие, которые живут более легкой жизнью, не видят необходимости в прощении и помощи.
Пожалуй, ни одна другая притча так не помогла нищим и нуждающимся, грешным и слабым, пожелавшим оставить грешные пути и быть принятыми обратно в Божью семью. Они видят себя в этой притче и ободрены тем, что Отец в ней готов принять их. Все это значительно противоречит мнению, которого обычно держатся грешники. В их глазах характер Небесного Отца был настолько искажен вероучениями Средневековья, что они боятся Его и не надеются быть доброжелательно принятыми. Но когда до бедных и деградированных доходят правдивые мысли о Божьем характере, они видят, что эта притча и другие стихи Писания предлагают надежду. Эта надежда ведет многих из них и помогает полностью вернуться и подчиниться Богу всякой благодати.

Сказано, что блудный сын пришел в себя, начал осознавать свои насущные потребности, начал понимать, что его отец имеет всего вдоволь, и, пожалуй, с готовностью поделится благословениями (даже если сын на них больше не заслуживает). Его слова “встану, пойду к отцу моему” показывают, каким должно быть состояние всех, кто раскаивается – состояние, к которому весь христианский народ должен помочь им прийти: доверие к любви и милости Небесного Отца, а также к замыслу, который Он приготовил во Христе Иисусе для прощения их грехов и принятия обратно к Его любви и опеке, для их возвращения к стаду и к согласию с Тем, от Кого приходят все благословения.

R5434 (1914 г.)