[R5085]
ЖЕРТВА ХРИСТА
Наш Господь посвятился в Иордане до самой смерти, то есть крестился, был погружен. Он сказал: “Отныне у Меня не будет собственной воли. Какой бы ни была Твоя воля, Отче, она будет Моей. Я буду делать все, что Ты хочешь, чтобы Я делал: не только то, чего требует послушание Божественному Закону (невыполнение которого было бы грехом), но и все, о чем написано в Книге. Я отдал Свою жизнь. Веди Меня Своим провидением и Словом, чтобы Я мог видеть Твою волю и исполнить ее”. Отдавая жизнь, Он не отдавал ее миру, потому что отдал Себя Богу. Когда Он посвятился Богу, то был готов пойти даже на смерть и отказаться от Своего существования, если такова воля Отца (Пс. 40: 8, 9; Евр. 10: 7).
После посвящения Он начал Свое служение. Занятый служением выполнения воли Отца, Он подчинился всему, о чем было написано в Книге. Словами Его сердца было: “Вот, иду, [как] в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже” (Евр. 10: 7). Послушный, Он отдавал Свои силы настолько, что сказано, что множество народа со всей Палестины и из-за ее пределов “пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила [жизненная] сила и исцеляла всех” (Лук. 6: 17-19). Он ничего не оставлял для восстановления Своих сил, но ежедневно подчинял Свою жизнь в повиновении тому, что считал волей Отца. Он делал то, что нравилось Богу – то, что Бог хотел, чтобы Он делал, а также то, что было написано в Законе.
“СВЕРШИЛОСЬ!”
Когда на кресте наш Господь воскликнул: “Свершилось!”, Он “предал душу Свою на смерть”; “Его жизнь стала приношением за грех” (МБО) (Иоан. 19: 30; Ис. 53: 12; Ис. 53: 10); Он позволил, чтобы у Него отняли жизнь в повиновении замыслу Отца. Все это было показано заранее в образе. Пасхального агнца следовало заколоть в такой-то день такого-то месяца. Наш Господь признал в качестве Божьей воли все, о чем подробно говорилось в Законе (в виде прямых повелений или образов). Он сказал, что люди не отняли у Него жизнь – не сделали ничего, чего Он не хотел, чтобы они сделали. Он открыто заявил: “Я желаю исполнить волю Твою, Боже Мой, и закон Твой у Меня в сердце” (Пс. 39: 9), и позволил, подчинившись Божьей воле, чтобы люди предали Его смерти.
Наш Господь понимал, что Его жизнь отнята у Него обманом. Он не сопротивлялся, но позволил, чтобы это произошло. Он согласился, что не будет сопротивляться и выполнит все, ради чего Отец послал Его. И теперь, когда Он посвятился, мог ли Он отказаться от этого? Нет, ведь по Завету Он обещал подчинился всему, на что Божественное провидение могло указать как на волю Отца. Он заключил непреложный контракт, согласно которому обязался быть верным Божьей воле, а Бог взял на Себя обязательство дать нашему Господу очень большую награду – превознести Его за верное послушание к божественной природе. Как залог этого контракта Бог дал Ему святой Дух.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЖИЗНЕННЫЕ ПРАВА ПРИНАДЛЕЖАТ НАШЕМУ ГОСПОДУ
Есть большая разница между обменом и наградой. Обменять означает отказаться от чего-то взамен на что-то в качестве эквивалента. Наградить означает дать кому-то что-то в качестве признания заслуг. Это слово не содержит в себе обязательства. Тот, кто дает награду, делает это исключительно по собственной воле.
Следовательно, договоренность между Отцом и нашим Господом не охватывала права нашего Господа на земную жизнь, потому что Отец не обязывался дать Ему жизнь на наивысшем уровне существования взамен за Его жизнь как человеческого существа. Если бы так было, наш Господь не имел бы ничего, что мог бы дать кому-либо из человеческого рода – Церкви или человечеству.
Напротив, Отец должен был наградить нашего Господа, превознеся Его превыше ангелов, властей и начальств в знак признания послушания [R5086] Сына до самой смерти. Земные жизненные права по-прежнему принадлежат нашему Господу. Факт, что Он должен дать человеческую жизнь человечеству, доказывает, что Он имеет право на эту земную жизнь.
Мы не думаем, что наш Господь Иисус договорился с Отцом только положить Свою жизнь. Его любовь и доверие к Иегове было таким большим, что Он, сколько бы Ему это ни стоило, искренне стремился исполнить план Отца по благословению человечества. Священное Писание показывает Его состояние при посвящении словами: “Я желаю исполнить волю Твою, Боже Мой”. Сколько Божьей воли содержало это утверждение? “В свитке книги написано обо Мне” (ВоП). “Я готов исполнить все, что написано в Книге”. Иисус не только пришел, имея Божий Закон, написанный в Своем сердце, но и предложил исполнить все, что написано в свитке Книги.
Откуда Иисус знал, что написано в Книге? Есть все основания верить, что во время Своего посвящения Он не знал всего, что было написано в ней. Никто из иудеев не понимал того, что было написано в Книге – в образах и тенях Ветхого Завета. Наш Господь перед Своим крещением, очевидно, также многого не понимал полностью. Божья воля выражена в образах Завета Закона. Наш Господь сказал: “Все, что написано в Книге”. Но кто скажет, что в то время Он знал, сколько всего это подразумевало? На самом деле Он узнал об этом только после крещения, когда Ему открылись и стали понятными высшие вещи. Когда этот свет озарил Его, Он пошел в пустыню изучать их и размышлять над ними.
МЕРТВЫ ДЛЯ ВСЕГО, КРОМЕ ВОЛИ БОГА
Хотя до Своего посвящения Иисус не знал всего написанного в Книге о Себе, Его посвящение было полным. Он посвятил всю жизнь исполнению воли Бога. Его собственная воля была мертвой для всего остального. Со временем Он осознал, что Его Завет означает также буквальную смерть в качестве преступника.
Возникает вопрос: после воскресения Иисус имел человеческие права на жизнь на том основании, что они не были утрачены в смерти, или исходя из факта, что Он был “поставлен Наследником всего” (Евр. 1: 2)?
Это, как и многое другое, содержит в себе разные оттенки мысли и высказывания. Наш Господь имел право на человеческую жизнь и на все земное. Это право на жизнь и на все ее благословения Адам потерял через непослушание, а Иисус обеспечил их благодаря послушанию и сохранил абсолютно свободными от возможности потери. Поэтому, если кто-то, вопреки Закону, отнял у Него эти права, то это не означало, что Он лишился какого-либо из них.
Другими словами, нам не понятно, как кто-то мог лишить нашего Господа жизненных прав законным образом. По нашему мнению, жизнь и все принадлежащие Иисусу права отняла у Него фанатичная толпа падших людей, однако их поступок не мог уничтожить ни одного права, которое Божий Закон дал Ему. Поэтому, когда Бог поднял Его из мертвых и наградил более возвышенной природой и некоторыми сопутствующими замечательными благословениями, это возвеличивание не вступало в противоречие с ПРАВОМ, которое давал Божий ЗАКОН и которое Он никогда не отдал и не потерял. Он только позволил людям отнять у Него жизнь и отлучить от ПРАВ, по-прежнему остававшихся у Него.
КАК НАШ ГОСПОДЬ СТАНОВИТСЯ ОТЦОМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА?
Поскольку наш Господь не потерял этих прав и не отдал их, то, после того как Бог высоко превознес Его за послушание до смерти, это право на человеческую жизнь оказалось частью того, чем Он обладал. Это право принадлежало Ему, независимо от чего-либо, что Отец дал Ему. А так как Он удерживает это право на человеческую жизнь как своего рода актив (законно, а не как дар), о Нем сказано, что Он будет ПОДАТЕЛЕМ ЖИЗНИ.
В Тысячелетнем веке наш Господь, во исполнение Божественного обетования, даст человечеству реституцию к совершенной человеческой природе. Делая это, Он не будет давать то, что Отец дал Ему, а в определенном особом смысле будет действовать от Своего имени. Если бы Он не имел этого права на вечную жизнь, которое может дать, о Нем нельзя было бы говорить как о ПОДАТЕЛЕ ЖИЗНИ. Но поскольку Он обладает этим правом на человеческую жизнь, Он может наделить им во время тысячи лет Своего царствования.
В конце тысячи лет наш Господь больше не будет Подателем Жизни. Он не может быть Подателем Жизни ни для ангелов, ни для кого-либо другого, кроме человечества, потому что это право касалось только Его самого как совершенного человеческого существа. Он даст всему человечеству то, что сейчас приписывает, то есть одалживает, Церкви, чтобы позволить нам участвовать с Ним в жертвенном деле и в Его славном труде будущего.
ПРАВО НА ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ – ЛИЧНЫЙ ДАР НАШЕГО ГОСПОДА ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ
Мы не знаем, каким образом наш Господь как “Наследник всего” мог бы получить какой-то дополнительный контроль над Своей земной природой и земными правами на жизнь, которые были Его через послушание Закону. Как Наследник всего, Он будет представителем Отца всю вечность. Он занимает положение одесную величия на Высоте. В свое время каждое колено склонится перед Ним, и даже ангелы будут подчинены Ему.
Все это наш Господь получил как часть награды, которую обещал Отец. Но одна особая черта, реституция всего, потерянного Адамом, является особой привилегией и Его собственным даром человечеству. Это то, что Он купил собственной ценой. Иначе говоря, возложение Своей земной жизни была основой, на которой Он получил новую природу и право контролировать ту земную жизнь, которая будет применена за мир во время реституции.
Если же Он применил эту жизнь и действительно отказался от нее, тогда мы не знаем, как Он мог бы сделать что-то особенное для человечества. Но поскольку Он должен отдать весь этот актив земных прав и привилегий, то процесс наделения им будет продолжаться во время тысячелетнего царствования, и Он даст то, что имеет через Свое послушание Закону (Лев. 18: 5).
БИБЛЕЙСКОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ТЕРМИНА “ЖЕРТВА”
Слово “жертва” можно применять по-разному. Если животное закалывали с благожелательной целью или из благожелательных соображений, то о нем можно было говорить как о жертве, особенно если это было сделано на основе Божественного распоряжения. Но простое заклание животного не было жертвой. Собаку можно убить, не жертвуя ее. Но если жизнь собаки посвятить научному эксперименту, то можем сказать, что она принесена в жертву науке. С такой точки зрения мы должны смотреть на дело жертвы. Жизнь Божьего посвященного народа посвящена определенной цели.
При посвящении мы отдаем наше тело в живую жертву, то есть отдаем Господу нашу жизнь, наше человеческое тело и все, чем мы обладаем. Но из этого не следует, что, когда Бог принимает эту жертву, она должна быть отдана на смерть каким-то особенным образом. Кто-то может провести свою жизнь в служении Господней Истине, и можно сказать, что он пожертвовал ею так, как тот, кто умер на костре. Мы можем сказать Господу: “Вся моя жизнь в Твоих руках, поступай с ней так, как Тебе угодно”. Если это радость или боль, жертва или удовольствие, мы подчиняем свою волю и становимся похожими на Иисуса, Который сказал: “Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца” (Иоан. 6: 38).
ЧТО МЫ ЖЕРТВУЕМ?
Жертва Иисуса состоялась в Иордане, но закончилась на Голгофе. Его посвящение было абсолютным. Заклание тельца символизировало то, что Иисус сделал, когда подчинил собственную волю. Так и с нами. Следуя за Ним, мы становимся мертвыми в том смысле, что жертвуем нашу волю. Но как Господь примет эту пожертвованную волю, это Его дело. Мы отдаем ее охотно, чтобы ум Христа обильно поселился в нас.
Мы расстаемся навсегда с правом на собственную волю, но мы еще не жертвуем свою жизнь, хотя знаем, что отказ от собственной воли окончательно ведет к отказу от собственной жизни. Но мы не имеем никакого отношения к расставанию с нашими правами. Когда Иисус становится нашим Ходатаем, Он берет на Себя ответственность за нас. С тех пор как мы отказываемся от собственной воли, наше тело считается Его Телом. Мы только отказываемся от нашей воли и оставляем все в Его распоряжении. Тогда Он приступает к жертвованию, потому что Он – Первосвященник, а не мы.
Так и большой результат находится в Господних руках. В Евангельском веке Он приписывает Свою заслугу Церкви. Когда Он закончит труд жертвоприношения, Он применит заслугу этой большой жертвы, которую называет Своей, чтобы запечатать Новый Завет для мира. Но мы не имеем ничего общего с жертвоприношением. Мы оставляем все нашему Поверенному, нашему Ходатаю.
Новое Творение, безусловно, является владельцем тела, контролирует его, потому что так постановил Господь. Мы как Новые Творения имеем труд для выполнения относительно нашего тела. Когда Господь принимает нас как Своих слуг, мы должны использовать все свои таланты как Его управители. В таком значении слова тело будет под контролем Нового Творения до самой смерти.
ЖИЗНЕННЫЕ ПРАВА ТОЛЬКО ПРИПИСАНЫ ЦЕРКВИ
Наше положение несколько отличается от положения нашего Господа. Вначале у нас нет жизненных прав, поэтому нам нечего отдавать. Эти права утрачены через грех Адама. Но если мы становимся Господними учениками, если мы подчиняем Ему все и принимаем заслугу, которую Он готов нам приписать, наш великий Ходатай будет считать нас членами Своего Тела и позволит иметь удел в Его страданиях. Когда Он приписывает нам Свою заслугу, все права переходят к Нему. Он дает Своим членам все то право, которое они имеют, и к ним переходит всякая привилегия на земное право.
Когда нашему Господу придется использовать эти права в будущем для мира, Он будет в этом правомочен и наделен такой привилегией. Никогда не нарушив Божественного Закона, Он будет иметь полное право пользоваться, распоряжаться и управлять всеми Своими земными правами, которые Он не потерял, а отдал с полным пониманием того, что Он должен их использовать снова, когда будет давать жизнь миру. Поэтому в отношении будущей жизни людей Он будет назван Отцом человечества.
Нигде в Священном Писании нет выражения, что Христос пришел пожертвовать Собой. Зато Священное Писание говорит, что Он пришел исполнить волю Отца. Он не отказался пить “чашу”, которую Отец приготовил для Него, и выпил ее до дна. А за послушание этой Воле до самой смерти (сколько бы Отец ни хотел, чтобы эта жизнь продолжалась) Он получил награду. Он передал все в руки Отца. Это была жертва, ведь Он имел право распоряжаться Своей жизнью. А к жертве, за которую Он получил награду, Его побудило послушание воле Отца.
R5085 (1912 г.)