[R4377]
“И НАС... ОЖИВОТВОРИЛ”
ИАКОВА 2: 14-26

Заглавный текст: “Вера без дел мертва” (стих 20).

Многие предполагали доктринальный конфликт между св. Павлом и св. Иаковом, когда первый считал веру важной чертой христианства, а второй настаивал на том, что приоритет имеют дела. В той или иной степени этот конфликт мнений продолжался веками, и мы имеем его сегодня. Мы считаем, что между апостолами не было такого конфликта, и что эта тема, правильно понятая сегодня, не оставляет места для споров. Св. Павел настаивает на том, что Завет Закона был Заветом дел, и что никто не мог быть оправдан под ним, потому что никто не мог делать совершенных дел, и поэтому все иудеи были под осуждением. Он указывает на то, что первоначальный Завет Авраама был лучше и выше Завета Закона, потому что его положения не требовали совершенных дел, невозможных для падшего человека, а испытывали его с другой стороны – со стороны веры. Св. Павел не имел в виду и не говорил, что дела ничего не стоят в Божьих глазах, но, понимая, что иудеи, полагаясь на свой особый Завет, придавали больше значения делам, чем вере, обратил их внимание на то, что для духовных израильтян класса Исаака, наследников первоначального Завета Сарры, вера должна рассматриваться как критерий. Согласно ему, каждый, кто достигнет надлежащей веры, будет приемлемым для Бога. Этот Завет не настаивает на вере без дел, но указывает на надлежащее развитие веры как необходимой вещи – чего-то большего, чем начальная вера в то, что “Он [Бог] есть, и ищущим Его воздает” (Евр. 11: 6).

Вера – вопрос шагов и развития; и только развитая вера может принести нам благословение Завета Авраама. Это предполагает дела, насколько они возможны, как свидетельство веры. Однако никто из нас не может быть оправдан делами, потому что наши самые лучшие дела несовершенны. Наш суд, наше испытание в конечном итоге звучит так: “По вере вашей да будет вам” (Матф. 9: 29). Св. Иаков, по-видимому, заметил, что некоторые склонны впадать в противоположную крайность в вопросе веры и полностью игнорировать дела. Он не утверждает, что можно делать дела, которые оправдывают перед Богом, но лишь настаивает на том, что если в сердце развита правильная вера, то она обязательно принесет плод и будет иметь внешнее проявление, в соответствии с обстоятельствами. Несомненно, это – здоровое видение, которое полностью согласуется со словами нашего Господа: “По плодам их узнаете их” (Матф. 7: 16).

Придя в сад, полный плодов, мы можем быстро распознать разные виды деревьев по их плодам. Так и с христианином. Если он исповедует веру во Христа, мы готовы признать его братом, но “если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его”. Поэтому мы ищем свидетельства Господнего Духа, нрава, характера во всех, кто признает себя Его “членами”, “братьями” (Рим. 8: 9). Если мы видим мало Господнего Духа (нрава), мы склонны спрашивать, как долго этот брат знает Господа и исповедует посвящение Ему. Мы иногда встречаем “младенцев во Христе”, которым за то время, когда они познали Его, полагалось бы быть более развитыми и иметь большую меру Его Духа. Мы должны быть осторожными, чтобы не считать таких, в каком бы то ни было значении этого слова, подходящими быть учителями или примерами для подражания.

И наоборот, в некоторых мы можем очень быстро распознать Дух Христа – кротость, смирение, терпение, братскую доброжелательность, любовь. И если, как это бывает иногда, эти качества быстро развиваются у тех, кто только недавно пришел к познанию Истины, мы можем тем более порадоваться такому плодоношению. Каким бы молодым он ни был, качество плодоношения, развитие сердца указывает на то, что он, возможно, является одним из братьев “старейшин” – даже если из-за того, что он является новообращенным, Церковь может еще не считать нужным официально выдвигать его на должность “старейшины”.

ЗАЧАТИЕ, ЗАТЕМ ОЖИВЛЕНИЕ

Другими словами, учение св. Павла и св. Иакова можно полностью гармонизировать, если вспомнить слова первого: “И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, ... Он оживотворил” (Еф. 2: 1). После того как грешник, мертвый в преступлениях и под осуждением, услышал, по Божьей благодати, о Христе и верой принял свой удел в искупительном деле, он “оправдан верой” еще до того, как успел принести какие-то дела или плоды. Если, следуя Господнему руководству и наставлениям, он принес себя в живую жертву Господу, взяв свой крест и следуя по стопам Иисуса, то принятие его жертвы Отцом означало его зачатие к новой природе на духовном уровне как “Нового Творения”. Если дух, дающий зачатие, не потеряется, не умрет, то труд преобразования будет прогрессировать. Впоследствии, в результате пребывания святого Духа в смертном теле, будет происходить оживление, активность. Если этот процесс будет продолжаться, то в конце концов “Новое Творение” будет усовершенствовано и готово к рождению на духовном уровне через воскресение. Таким образом, наш Господь в Своем воскресении стал Первенцем среди многих братьев, и мы, Его братья, “родимся из мертвых” в свое время, если будем верными. Но если искра жизни угаснет, мы станем изгнанниками и не испытаем рождения в воскресении.

С этой точки зрения мы способны видеть, что начало Божьего руководства нами зависит от веры, что именно к нашей вере апеллируют Божьи обетования, и что этими “великими и драгоценными обетованиями” Бог, касаясь нашей веры, подпитывая ее, действует в нас, чтобы в нас сначала было хотение, а затем и действие по Его благоволению. Хотеть поступать правильно имеет первоочередное значение и полностью зависит от веры. Действовать (что вытекает из этой веры) является Божьей деятельностью через нее и соответствует “оживлению” естественного рождения. Период оживления может наступить раньше или позже, но силу, бодрость еще нерожденного ребенка обычно оценивают по проявлениям оживления. Так и с христианином. Когда его вера получит достаточное развитие, степень его активности в послушании Богу, в служении Истине, праведности и братьям будет свидетельствовать о силе или слабости его духовного развития.

Самоанализ в этом направлении очень уместен. Если мы услышали, увидели, вкусили Божью благодать и наслаждались ею, но не проявили желания служить нашему милосердному Отцу или помогать другим получить такие же благословения, которыми мы наслаждаемся, то это означает, что наша духовная жизненность очень слаба и находится под угрозой гибели. Если же, напротив, мы пылаем [R4378] огнем любви к Господу, пониманием Его великого Плана Спасения и охвачены желанием нести благую весть другим для их благословения, укрепления, утверждения и участия в Божественной вере, это должно нас ободрять. Мы также должны заметить, что Иисус особенно любил наиболее ревностных, энергичных и активных апостолов – Петра, Иакова, Иоанна, и, можем быть уверены, Павла, и благосклонно относился к ним.

ГРЕЙТЕСЬ И ПИТАЙТЕСЬ

Св. Иаков настаивает на своем и пытается разбудить тех, кто имеет определенную степень веры, но еще не перешел к степени оживления. Он спрашивает, какая польза от того, что мы говорим, что имеем веру, если не имеем соответствующих дел, свидетельствующих о вере, какими бы несовершенными они ни были. Он спрашивает: “Может ли эта вера спасти его?”. Мы отвечаем: “Нет”. Как утверждает св. Павел, важна вера, действующая любовью. Следовательно, значение имеет именно вера, а не дела, потому что вера может быть совершенной, полной, а совершенство дел для нас невозможно, потому что мы имеем это сокровище Новой Природы в земном сосуде.

Иллюстрируя эту мысль, он дает понять, что сказать бедному брату нашей веры, что Бог ему поможет, и отослать его ни с чем, когда в наших силах облегчить его участь, не было бы такой верой, которую одобрил бы Бог. Это скорее означало бы, что мы обманули самих себя. Это не принесло бы нам никакой пользы. Следовательно, вера, которая не имеет дел, какими бы они ни были и сколько бы их ни было, не может называться живой верой, потому что она еще не дала никаких свидетельств жизни – не показала никакого оживления.

Св. Иаков выразительно подтверждает свою мысль, говоря: “Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих”. Опять же он указывает на особенность веры иудеев в единого Бога в отличие от веры язычников во многих богов. Он говорит братьям-иудеям: “Вы хвастаетесь, что знаете единого живого и истинного Бога, но, знайте, что это не предел вашей веры, потому что бесы верят и трепещут. О, неразумный, вера без дел бесплодна. Она никогда не может принести тебе жизни, рождения”. Следовательно, вера, которая не развивает послушания в гармонии со способностями, бесполезна в этом Евангельском веке, так же как несовершенные дела не смогли оправдать к жизни под Заветом Закона.

ИЛЛЮСТРАЦИИ ВЕРЫ И ДЕЛ

Обратите внимание на Авраама, “отца верных”. Написано, что он поверил Богу, и его вера была засчитана ему за праведность. Но сколько нужно веры и насколько она связана с делами? Св. Иаков обращает внимание на то, что Бог подверг веру Авраама решающему испытанию с целью показать, что она действенна, если развилась до оживленной стадии дел послушания. Прошли годы после дачи обетования, и Исаак, семя обетования, вырос до юношеского возраста, когда Бог приказал принести его в жертву на жертвеннике, таким образом образно показывая на будущее, что Христос, истинное Семя Авраама (Гал. 3: 29), должен пройти испытание веры до степени послушания, до самой смерти – жертвенной смерти.

Тогда, опасаясь, что он привел пример весьма возвышенной веры и послушания, способный нас обескуражить, св. Иаков выбирает и ставит перед нами другую иллюстрацию веры и дел – блудницу Рахав. Она имела веру в Бога, но та не принесла бы ей пользы, если бы не развилась до степени активности и полезного служения, когда она рисковала собственными земными интересами ради помощи соглядатаям. Очевидно, что она никогда не имела бы таких дел без веры, и именно такая вера особенно приятна Господу. Но вера не была бы приятной Господу, если бы не вела к делам, которые в согласии с ней. Таким образом, мы видим, как дела связаны с нашим оправданием в сочетании с верой, которая является основой наших дел.

ТЕЛО БЕЗ ДУХА

Св. Иаков подытоживает эту мысль, говоря: “Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва”. Кто-то может подумать, что автор этих слов ошибся, сравнивая тело с верой, а дух жизни с делами, предполагая, что иллюстрацию следовало бы изменить, а именно, сравнить тело с делами, а дух жизни с верой. Но св. Иаков выразил это правильно. Тело должно быть в наличии, прежде чем в него может войти дух жизни. Так и вера должна существовать, прежде чем она может быть оживлена к деятельности. Но оживление абсолютно необходимо для того, чтобы мы могли получить рождение от духа в Первом Воскресении.

Несмотря на все, что мы написали на эту тему, особенно в “Исследованиях”, том VI, некоторые дорогие друзья время от времени пишут нам с растерянностью, желая знать, какой путь им избрать относительно братьев (порой даже известных братьев), чьи дела не соответствуют их исповеданию веры. Например, в одном из недавно полученных писем говорилось, что один известный в Истине брат, у которого обычно проходили собрания, имеет слабость к крепким напиткам. Братья опасались, что, если собрания перенесут из его дома, он не будет посещать их в другом месте. Они хотели знать волю Господа относительно того, что им делать.

Мы были рады отметить их любовь к брату, а также их стремление к Истине, чтобы через его слабость не опорочить дело Христа. Мы посоветовали, чтобы к тому, кто заблуждается, отнестись как к брату, потому что его немощь может быть наследственной, а может быть и против его воли; но мы также советовали, чтобы такого немощного брата ни в коем случае не выдвигать перед миром как выдающегося представителя Истины. Это обесчестило бы Истину, а также нанесло вред брату, который мог бы почувствовать, что его братья считают слабость оправданной, и таким образом, получив ободрение, он мог бы не прилагать необходимых усилий – не позволять вере действовать в нем, руководить им, контролировать его смертную плоть, как того требует Священное Писание.

С полным сочувствием и братской любовью мы полагаем, что избранный путь не помогает брату; что для него было бы лучше, если бы дорогие друзья с любовью упрекнули его и перенесли собрание из его дома. Если в нем есть хоть немного духа Господа, духа смирения и любви к братьям, то такое поведение по отношению к нему было бы очень полезным упреком, ставя перед ним и перед всеми высокие критерии христианского умения вести себя. Но не было ли сказано, что это может привести его к противостоянию Истине? Мы отвечаем, что Священное Писание предупреждает нас, что наше Евангелие – “для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь” (2 Кор. 2: 16). Вся наша ответственность заключается в том, чтобы исполнять волю Господа как можно лучше, как можно более кротко, как можно любвеобильнее, но с такой силой и решимостью, чтобы это послужило уроком для тех, кто подвержен нашему влиянию и влиянию Господа через нас.

Мы только что получили письмо от одной дорогой сестры, которая уже много лет связана с Истиной и глубоко интересуется ею. Она пишет, что только сейчас пробуждается к осознанию замечательных привилегий, принадлежащих ей и связанных с жатвенным трудом и тем, “дабы возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет”. Эта дорогая сестра только сейчас стала полностью оживленной, мотивированной Истиной. Можно ожидать хороших последствий не только в приведении других к познанию Истины, но и в приведении ее собственного сердца к полной гармонии с Господом и к большему сходству характером с Ним, в проявлении плодов и благодатей святого Духа. Это оживление пришло вместе с стремлением сестры жить в согласии с различными пунктами Обета. Мы надеемся услышать от других, что они похожим образом благословлены и вдохновлены на добрые дела для Господа, братьев и Истины.

R4377 (1909 г.)