[R4329]
“СЕРЕБРО ТВОЕ ДА БУДЕТ В ПОГИБЕЛЬ С ТОБОЮ”
ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ 8: 4-25

“Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса” (Деяния Апостолов 8: 6).

Наш предыдущий урок рассказывал нам о ревности и верности дьякона Стефана. Сегодняшний урок посвящен верности диакона Филиппа, который был одним из тех, кто бежал из Иерусалима во время гонений, возникших после смерти Стефана. Он отправился жить в город Самарию и, когда его земной сосуд наполнился святым Духом, он стал там горящим и сияющим светом, и вскоре многие самаряне уверовали во Христа. Дар чудесного исцеления и изгнания бесов свидетельствовал о том, что Филипп был слугой Бога и, как и предполагалось, привлекал внимание к проповеди, которую он нес. Он исцелял больных, изгонял бесов и тем самым приносил великую радость.

Симон, волхв из Самарии, долгое время был среди них медиумом, практикующим колдовство, чародейство, черную магию. Его сила была общепризнана, и он сам мог претендовать на свое величие, поскольку через него действовала сила бесов. Но теперь сила Христа резко контрастировала с бесовской силой и делами, и жители Самарии сразу же это заметили. Многие из них полностью подчинились Господу и приняли крещение. Среди них был и сам волхв. Диакон Филипп не был апостолом Филиппом и поэтому не мог наделять других дарами святого Духа, что было исключительно апостольской привилегией. Поэтому он пошел в Иерусалим, после чего [R4330] Петр и Иоанн отправились в Самарию, возложили руки на верующих и передали им чудесные дары, которые были частью Господнего обеспечения для Церкви в то время. Не только для убеждения посторонних, но и для назидания друг друга на их собраниях были даны дары языков и толкования языков, которые служили практически вместо написанного Божьего Слова.

Мы помним, что это были те самые Иоанн и Петр, которым Господь за несколько лет до этого сказал: “В город Самарянский не входите” с Евангелием, потому что “Я послан только к погибшим овцам дома Израилева”. И это был тот самый Иоанн, который вместе со своим братом Иаковом, когда им не продали хлеба для их нужд, спросил нашего Господа: “Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их?” Мы помним ответ Господа: “Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать”.

Теперь же, видим, Иоанн был вполне готов присоединиться к Петру и признать самарян братьями – сочленами одного Тела Христа, и с большой готовностью наделить их дарами святого Духа. Какая перемена! Но почему? Теперь Иоанн смотрел на вещи с другой точки зрения. Им больше не двигала гордость за своего Учителя, которая была готова уничтожить Его врагов, но теперь, движимый духом любви, он понимал, что самаряне и все человечество находятся под ослепляющей властью противника, и он так же стремился спасти их жизни, как раньше хотел, чтобы они были уничтожены. И разве не так происходит с каждым из нас? В той мере, в какой мы приняли Дух Христа, мы узнали, что на самом деле означают любовь и сочувствие к ближним. Мы, как и апостолы, напоены тем же духом, который руководил нашим Учителем.

Но почему Господь благословил проповедь Филиппа сейчас, если до этого Он запрещал всякую проповедь Евангелия самарянам? Объяснение этому можно найти в эпохальных изменениях, которые произошли в то время. “Стоявшая посреди преграда” между иудеями и язычниками была разрушена. Она рухнула в конце семидесятой недели иудейской милости, спустя три с половиной года после креста, и Корнилий стал первым обращенным язычником. Проповедь в Самарии состоялась, вероятно, через три года после обращения Корнилия. Самаряне утверждали, что имеют отношение к иудейскому Завету Закона, но, как объяснил наш Господь самарянке, их утверждение было обманчивым. Они были так же отделены от заветов и обетований Израиля, как и другие языческие народы. По сей день самаряне придерживаются своих старых традиций и утверждают, что у них есть первосвященник, но совершенно без права и власти.

Поскольку ветхий Завет Закона, данный через Моисея, был полностью иудейским, израильским, и поскольку Новый Завет (Закона), который будет установлен Мессией (Главой и Телом), будет полностью израильским, и поскольку первоначальный Завет Авраама (Сарры) благословлял только тех, кто проявлял веру Авраама, из этого следует, что те самаряне, которые действительно вошли в Христа, стали духовными израильтянами, а остальные, как и все языческие народы, в Тысячелетии будут иметь возможность стать натурализованными, израильтянами по плоти в рамках израильского Нового Завета (Закона), как единственного средства прийти к гармонии с Богом.

“СИМОНЫ” В ДАВНИЕ ВРЕМЕНА И СЕЙЧАС

Когда колдун Симон Магус увидел апостольскую силу – что через возложение рук апостолов верующим передавались чудесные дары, – он предложил им деньги, если они наделят его этой апостольской силой. Очевидно, его разум согласился с тем, что он слышал и видел, но его сердце не изменилось коренным образом. Он не понял, в чем его удел как одного из верующих. Потребовалось резкое слово апостола, чтобы пробудить его к осознанию того, что теперь он имеет дело с Богом и святыми вещами, и что его неспособность оценить это означает, что он не был зачат святым Духом. Святой Петр сказал ему: “Серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом. Итак, покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, опустится тебе помысел сердца твоего; ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды”.

Не нам судить о сердце, хотя нам велено судить о внешнем поведении и отличать истинную Лозу и ее гроздья от терновника и его шипов. Не пытаясь судить сердце кого бы то ни было, мы советуем всем проявлять мудрость и следить за тем, чтобы ничто, подобное духу Симона Магуса, не овладело нами. Это может представлять особую опасность в наши дни, когда власть денег так велика. Поскольку все материальные вещи приводятся в движение рычагом богатства, неудивительно, что многие приходят к выводу, что обращение мира – это всего лишь вопрос долларов и центов, и что те, кто контролирует деньги, являются настоящими хозяевами положения. Возможно, есть и такие, кто гордится своей властью денег и считает, что они обладают полномочиями направлять работу Господа. Пусть такие остерегаются быть “Симонами”. Пусть они помнят слова апостола: “Серебро твое да будет в погибель с тобою”. Мы не из тех, кто презирает деньги. Но их нужно воспринимать как слуг Господа и Истины, а не как хозяев, не как контролирующую силу. Оценивать их таким образом – значит позорить Господа и показывать, что мы не поняли дух Его Истины.

О ТОМ, ЧТО ГОВОРИЛ ФИЛИПП

Наш заглавный текст говорит о проповеди Филиппа так: “Он проповедовал Христа”. Некоторые дорогие христиане совершают ошибку, проповедуя социологию, красоту природы, вещи мира. Другие постоянно занимаются ошибками и теми, кто ошибается. Для таких вещей может быть свое время и место в связи с посланием; но все, кто хочет служить Господу, должны помнить, что нам поручено проповедовать только Евангелие Христа. Христос и Его послание – это свет, который пришел в наши умы и которому мы должны позволить сиять для благословения других. Тьма ненавидит свет и борется против него; но свет должен продолжать сиять. Так сказал наш Господь: “Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного”. И вот еще. Свет – это не только весть, которую мы несем на устах, но и влияние, которое исходит от нашей повседневной жизни. Все больше и больше мы убеждаемся, что воля Господа в том, чтобы Его весть несли те, кто чист сердцем. “Очистите себя, носящие сосуды Господни [послание]”.

R4329 (1909 р.)