[R4325]
“ЧТОБЫ ВАМ НЕ ОКАЗАТЬСЯ И БОГОПРОТИВНИКАМИ”
ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ 5: 17-42
“Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное” (Матфея 5: 10).
“Ибо Господь, кого любит, того наказывает” – таково учение, которым отличается христианство. До тех пор, пока не удастся хоть до некоторой степени понять принципы Божественного правления, кажется бессмысленным утверждать, что христиане являются особым объектом Божественной любви и заботы, и в то же время признавать, что в целом на их долю выпадает больше испытаний, трудностей, гонений и т. д., чем на долю других. Философия этого является раскрытием Божественного Плана Веков. Ни с какой другой точки зрения этот вопрос нельзя разумно понять во всех его деталях. С любой другой точки зрения возникал бы вопрос: почему бы не сделать человечество совершенным, уберечь его от ненужных искушений и просветить, чтобы оно всегда выбирало добро и отвергало зло? Почему бы не защитить тех, кто верен Господу, показав открыто Истину, ее Автора и ее служителей? Почему бы не одолеть зло, вместо того чтобы позволить злу таким различными путями побеждать добро – как на кресте, так и во всех жизненных испытаниях?
“ТАКОВО БЫЛО ТВОЕ БЛАГОВОЛЕНИЕ”
Философия того, почему Бог позволил злу торжествовать сегодня, столь красиво изложенная в “Исследованиях Священного Писания”, Том I (“План Веков”), может быть кратко предложена нами здесь. Позволение зла – лишь одна из особенностей Божественного Плана, согласно которому наш Создатель определил, чтобы все Его разумные подданные будут свободными морально и каждый из них, ангелы и люди, будет полностью испытан в своей любви и преданности Ему и принципам праведности, которые Он олицетворяет. Вдобавок, мы имеем особое развитие и испытание характера, как приглашенные к сонаследованию с Иисусом в Тысячелетнем Царстве, и от нас требуется быть “более чем победителями” – в высшей степени преданными в мыслях, словах и делах. Проверка для столь высокого положения в Божественном замысле оправдывает самые серьезные испытания. Если понять, что Евангельский век – это период избрания Царственного Священства для духовного уровня, а Иудейский век был периодом избрания земных представителей Царства, то сразу становится ясно, почему путь призванных, избранных, верных был так узок, почему так мало тех, кто его нашел, и еще меньше тех, кто имеет веру, мужество и терпение идти по нему до конца жизненного странствования.
ОТКРЫТИЕ ДВЕРЕЙ ТЕМНИЦЫ
Наш урок является продолжением предыдущего, в котором рассказывается об исцелении Петром и Иоанном хромого в храме и о прекрасной возможности, предоставившейся ученикам проповедовать Евангелие народу и правителям. Результатом слушания их дела перед начальниками стало заключение их в темницу для дальнейшего слушания на следующий день, поскольку, согласно иудейскому Закону, это нельзя было делать после наступления ночи. Стих 17 вкратце говорит нам, что первосвященник Анна был саддукеем. Саддукеи были агностиками и высшими критиками, не верившими ни в Божественное Откровение, ни в будущую жизнь через воскресение или как-то еще. Иосиф Флавий рассказывает, что большинство представителей высшего сословия его дней были скептиками, саддукеями, хотя основная масса народа была фарисеями. Таким образом, становится ясно, что существует тесное соответствие между церковными условиями в конце Иудейского века и теми, которые преобладают сейчас, в конце этого века. Сегодня, как за кафедрой, так и на церковной скамье, более образованные с человеческой точки зрения очень слабо верят во что-либо за пределами нынешней жизни. Их вера постепенно ослабевает под натиском высшей критики и эволюции, поскольку уже подорвана заблуждениями темных веков и, в частности, учением о том, что почти каждый направляется на вечные мучения либо из-за Божественной неспособности предотвратить это, либо из-за Божественного предназначения.
Учения апостолов были особенно направлены против саддукеев, потому что в их основе лежало утверждение, что Христос восстал из мертвых; и, во-вторых, потому что именно этот первосвященник и его помощники руководили заговором, приведшим к распятию нашего Господа. В нашем тексте говорится, что те “исполнились зависти”. Греческое слово, по-видимому, означает, что они пылали гневом, полные решимости осудить их перед Синедрионом и избавиться от них. При таких обстоятельствах их отправили в темницу.
Однако ночью ангел Господень чудесным образом вывел их, пока стражники темницы спали, и велел им пойти в храм и говорить народу все слова об этой жизни. Так Бог перемежал свидетельства Своей Божественной заботы и защиты с другими испытаниями, которые, казалось бы, противоречили этому. Таким образом апостолы и ранняя Церковь, а также мы, читающие это повествование, укрепились и ободрились в полном доверии к Господу, что больше Тот, Кто за нас, чем все те, кто против нас, и что даже неблагоприятные события происходят по Божественному позволению. Как сказал наш Господь Пилату: “Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше”.
Обратите внимание на слова послания ангела (стих 20): “Все сии слова жизни”. В этих нескольких словах заключена проповедь для нас. Они напоминают нам, что наше послание состоит из “чудных слов жизни” – жизни из мертвых, обеспеченной для нас и окончательно для всех смертью Искупителя, Его воскресением, которая будет фактически дана нам и всем во время Его второго пришествия. Эти слова напоминают нам также о том, что мы, верующие, уже сейчас верой входим в эту обновленную жизнь – жизнь воскресения, так сказать, и что наше воскресение, наша жизнь, если мы будем верны, придет к нам как наше окончательное “изменение” вдруг, во мгновение ока.
НАУЧАЯ НАРОД
Повинуясь Божьему посланию, апостолы утром отправились в храм и начали, как перед этим, учить народ, объяснять ему ветхозаветные Писания и образы, которые предсказывали, что Мессия должен сначала пострадать, прежде чем войти в Свою славу, и они отождествляли Его с Мессией. Они объясняли Его жертвенную смерть, воскресение и ниспослание верующим Его святого Духа, и что это также было предсказано в пророчествах. Они указали на то, что Евангельское послание было дано для избрания верных “подлинно израильтян”, чтобы они стали Невестой Мессии и сонаследниками в Его Царстве, которое впоследствии будет установлено для благословения Израиля и всех народов мира. Это послание до сих пор привлекает простых людей, и привлекло бы также более образованных, если бы их философия и традиции не отвратили их сердца от простоты веры во Второе пришествие Господа и Царство к убеждению, что они сами, без Господа, должны обратить мир, под которым они подразумевают цивилизацию.
Тем временем Синедрион, или Совет, собрался в назначенный час, но служители, посланные привести заключенных, не нашли их – хотя темница была всячески охраняема, – пока не узнали, что они учат в храме и, очевидно, имеют большое влияние на народ. Поэтому служители осторожно, без лишнего шума арестовали их, опасаясь вызвать волнение, от которого они сами могут пострадать.
“НАВЕСТИ НА НАС КРОВЬ ТОГО ЧЕЛОВЕКА”
Синедрион выступал в роли суда, а первосвященник – в роли обвинителя. Когда апостолов спросили, не нарушают ли они уже данного им строгого приказа о проповеди имени Распятого, те заявили, что Он восстал из мертвых, что Он – Мессия и т. д. Не дожидаясь ответа, первосвященник продолжил говорить Синедриону о неизбежном следствии того, что им позволено продолжать говорить это учение, – что они наполнили Иерусалим своим учением, навлекая на них (первосвященника и синедрион, осудивший Иисуса) кровь того человека, то есть ответственность за Его несправедливую смерть. Это говорит о том, что они понимали свое положение, и что апостолы также понимали его и недвусмысленно говорили правду по этому поводу.
Ответ апостола Петра и других приводится вкратце, однако является образцовым в каждом смысле этого слова. Не грубо, но убедительно и логично они изложили семь пунктов:
(1) Неоспоримо, что там, где существует противоречие между Божьим и человеческими повелениями, Божественный авторитет должен быть признан наивысшим.
(2) Что они верны Богу своих отцов, Чья сила засвидетельствована в воскресении Иисуса.
(3) Что известно, что иудейские правители ответственны за смерть Иисуса.
(4) Что Бог почтил Его, воскресил из мертвых и взял на небо.
(5) Что Он был Князем и Спасителем по Божественному назначению.
(6) Что они проповедовали не месть, а милость – не наказание за распятие, а прощение грехов всему Израилю при условии покаяния.
(7) Что они лично были свидетелями, и что сила святого Духа в них и во всех верующих подтверждала эти факты.
Это замечательное свидетельство, и, несомненно, опыт апостолов, когда они были освобождены из темницы в предыдущую ночь, придал им мужества, столь необходимого в эту минуту. Несомненно также, что знание о произошедшем, дойдя до Гамалиила, побудило его дать умеренный совет, которому последовал Синедрион [R4326]. Он посоветовал им: “Если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; [берегитесь], чтобы вам не оказаться и богопротивниками”. В результате апостолам снова было велено не проповедовать в имени Иисуса, и, чтобы показать авторитет суда, было приказано бить их. Апостолы, зная силу Господа, перенесли наказание с благодарностью за то, что они удостоились пострадать за имя Иисуса. Так Господь благословил их в сердце Своим миром и благодатью, хотя и не оградил от побоев. В этом мы также имеем урок Божественного провидения.
“ИБО ИХ ЕСТЬ ЦАРСТВО”
Наш заглавный текст применяет общий принцип, сформулированный Господом: “Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие”. Суть не в том, будто Божественная сила не способна оградить нас от скорбей, и не в том, будто наш Господь не заинтересован в нашем благополучии, а в том, что Новая Природа может быть развита, воспитана, кристаллизована только благодаря Божественным испытаниям, каким подвержена Церковь, – испытаниям, которые она переносит через свои земные члены во плоти, через свою преданность Господу. Эти испытания будут проходить в разных направлениях – вера, послушание, выносливость, любовь и т. д. И только победителям обещана награда. Но, слава Богу, нам обещана благодать для благовременной помощи. Если наши сердца преданны, и мы делаем все возможное, Господь позаботится об остальном.
Заглавный текст напоминает нам о том, что мы должны ожидать гонений, и библейская история показывает, что их следует ожидать от Церкви в той же степени или даже больше, чем от мира. Действительно, когда наш Господь говорит о мире, Он, очевидно, имеет в виду “церковничество”. Он говорит: “Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел”. Мир, который возненавидел Иисуса и распял Его, был иудейским миром, номинальным Израилем, а мир, от которого мы можем ожидать гонений, – это так называемый христианский мир, христианство. Более того, иногда гонения исходят от тех, кто когда-то был братьями в Истине – кто когда-то вместе с нами обмакивал Божественную пищу за столом Господа. Такие испытания еще более суровы, когда они приходят с этой стороны. Но разве не так было с нашим Господом, и разве не поразило Его то, что Иуда поцеловал Его в тот самый момент, когда предал?
Но как ни одно из этих обстоятельств не лишило Учителя доверия к Божественному провидению, формирующему дела в интересах Церкви, и как Он не воздавал злом на зло, так и мы не должны. А правильно воспринятые испытания, несомненно, сделают нас еще больше копиями Его дорогого Сына.
Наш Господь говорит, что благословение за перенесенные гонения дается за праведность, и апостол при этом высказывается: “Только бы не пострадал кто из вас, как... злодей, или как посягающий на чужое”. Это, конечно, не оградит нас от того, чтобы быть представленными в ложном свете и обвиненными в злых делах, как был обвинен наш Господь. Разве Он не был распят по обвинению в богохульстве, которое в Его дни считалось худшим из всех преступлений? Похоже и в наши дни мы не должны считать странным, если противник будет пытаться исказить факты и выставить свет тьмой, а тьму светом. Каждый из нас должен хранить свою совесть непорочной перед Богом и людьми, чтобы, подобно апостолу из прошлого, иметь возможность призвать всех людей в свидетели, не желали ли мы их серебра или золота, не причинили ли им вреда, не оставили ли без внимания какое-либо доброе дело, которое было нам по силам.
В связи с этим давайте помнить, что решение в каждом из наших случаев остается за Богом. Как говорит святой Павел: “Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или [как] [судят] другие люди; я и сам не сужу о себе, ... судия же мне Господь”.
R4325 (1909 г.)