ДВА ВИДА ГРЕШНИКОВ
Луки 7: 36-50

“Вера твоя спасла тебя”.
“Симон” было очень распространенное имя среди иудеев, поэтому не удивительно, что были два Симона, в домах которых принимали Иисуса. Однако немного странно, что с этими двумя приемами связано так много похожих обстоятельств: во время обоих из них нашему Господу помазали ноги и т. д. (Сравните Матф. 26: 6-13). Тем не менее, допускают, что между этими двумя событиями прошло около полутора лет; что запись Матфеем была сделана накануне смерти нашего Господа – “она приготовила Меня к погребению”.
В этой лекции мы имеем Симона, фарисея, очевидно, восхищенного характером и учениями нашего Господа, более благосклонно настроенного к Нему, чем большинство. Он решил, что было бы хорошо пригласить Иисуса на обед и таким образом почтить Его и, возможно, стать более известным благодаря знаменитому Назорею.
Когда наш Господь принял приглашение и пришел на обед, Симон повелся с Ним любезно и вежливо, но не оказал никакой особой вежливости, по-видимому, считая Его не приученным к проявлениям особого внимания, а, скорее, привыкшим находиться в обществе рыбаков и простых людей. Поэтому, когда Иисус пришел, Симон не принял Его поцелуем, как было обычаем, когда принимали важных гостей, потому что это могло быть воспринято как оказание слишком большой чести обычному человеку, которого он, фарисей, еще не был готов полностью одобрить. Он не прислал слугу, чтобы снять Учителю сандалии и помыть Ему ноги согласно обычаю примерного гостеприимства того времени. Он, возможно, сказал себе: “Этот человек и Его ученики не привыкли, чтобы их принимали таким образом, и мои слуги поймут, что находятся, по крайней мере, на одном уровне с каждым из них, кроме самого Учителя”. Поэтому, не заходя слишком далеко в вежливости приема, фарисей, хотя и гостеприимно пригласил Господа к своему столу, без сомнения, чувствовал, что делает этим честь Господу, и не понимал до конца, что это ему оказана честь в привилегии принимать такого благородного гостя. Как Симон будет смотреть на все это, когда в воскресении (в Тысячелетии) осознает, что его гостем был “полный благодати и истины.. как Единородный от Отца”?
Апостол убеждает всех нас: “Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам [Божьим посланникам]”. Господь желает, чтобы Его народ был щедрым в том, что имеет (но не расточительным), поэтому написано еще: “Иной сыплет щедро, и [ему] еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет”. Часть нашей нынешней лекции – узнать о нашем собственном низком самолюбии, которое все унаследовали через грехопадение, и постепенно, под указаниями Господнего Слова, прийти к победе над ним и стать более щедрыми – более похожими на нашего Отца на Небесах.
Следует быть особенно щедрыми и гостеприимными к “братьям”, которые в действительности представляют самого Господа, не только как “посланники” Бога, но и как “члены тела” Христа.
Упомянутая “женщина того города”, очевидно, имела здесь дурную славу, хотя о ней мог не знать Иисус и ученики, которые не были здешними. Какой бы не была предыдущая жизнь этой женщины, она чувствовала в сердце искреннее раскаяние и желание жить лучшей жизнью. Она слышала об Иисусе, великом Учителе, что в отличие от фарисеев Он не считал унизительным разговаривать с пропащими людьми, подбадривать и помогать им подняться. Она чувствовала, что хотела бы прийти к Господу в молитве о прощении и начать новую жизнь, стараться с этого времени жить более последовательно. Она не знала, как это сделать, как напомнить Ему о себе, поэтому просто взяла в руки небольшое приношение и, пока Он, по обыкновению того времени, полулежал во время обеда, и к Его ногам было легко приступить, она отважилась помазать их душистым миром, которое принесла с собой. Не говоря ни слова (ее сердце было слишком переполнено), она подошла к ногам Учителя, и ее слезы закапали на них. Эти слезы более красноречиво, чем слова, которыми она могла выразить свои чувства, показали Ему настоящие стремления ее сердца к прощению и примирению.
Каким милосердным и внимательным к нашим нуждам является Господнее постановление: когда мы с раскаянием припадаем к Его ногам с просьбой о прощении, от нас не требуется, чтобы мы приблизились к Нему через других или выразили нашу просьбу каким-то изысканным языком. Нет, Он может читать наше сердце и принимает наши слезы и даже наши наиболее несмелые усилия загладить вину и служить “членам Его тела”. И хотя Он может повременить с ответом о прощении, но только для того, чтобы позволить корням раскаяния и веры глубже проникнуть в наши сердца.
Некоторое время Иисус, казалось бы, не обращал на нее внимания, и она могла усомниться, правильно ли Он понял ее мотивы и молитву, но избыток ее чувств вылился еще большими слезами, и она нежно вытирала Его ноги и помазывала их миром. Тем временем фарисей думал в себе: “Очень хорошо, что я сегодня пригласил Иисуса на обед, и хорошо, что пришла эта женщина, – это дает возможность показать, испытать Его способность читать сердца тех, кто возле Него. Если Он пророк, если Он особо уполномочен и наставлен Богом, Он будет знать о репутации этой женщины. Но Он, очевидно, не знает о ней и потому позволяет ей помазывать Свои ноги, а это, кажется, является доказательством того, что Он не пророк”.
Но Иисус полностью осознавал все происходящее и ясно понимал сердце этой бедной женщины, находящейся у Его ног, и самодовольного фарисея, который принимал Его. Он обдумал способ, которым может сделать добро обоим, – представить великую истину всем присутствующим. Поэтому Он рассказал Симону притчу, говоря, что некоторый заимодавец имел двух должников, что один был должен ему большую сумму, другой – малую. И когда они совершенно не имели чем заплатить, он с готовностью и не откладывая простил обоим. Потом наш Господь указал на Свой урок из этой маленькой притчи, спрашивая, кто из этих двух прощенных больше оценил снисходительность заимодавца? Симон, который еще не ухватил смысла притчи, быстро ответил, что наиболее благодарным, без сомнения, будет тот, кому больше простили. И наш Господь одобрил его ответ. Тогда, обратив внимание на женщину, Он напомнил Симону, что хотя тот любезно пригласил Его на обед, и Он оценил его благосклонность, однако благосклонность этой женщины все-таки больше, и большее число знаков уважения, оказанных ею, свидетельствует, что хотя они двое Его возлюбили, женщина возлюбила больше. Лекция, очевидно, была в том, что чем больше осознание греха и желание от него избавиться, тем больше любовь.
Конечно, в одном смысле слова все являются грешниками, всем не хватает славы Божьей и все лишены надежды на прощение. Однако фарисей занимал другое положение, чем женщина, потому что под иудейским Заветом Закона он уже был образно оправдан и стремился удерживать это положение, живя жизнью строгого уважения к божественному Закону. С другой стороны, женщина, хотя и была под тем же заветом, живя распутной жизнью, открыто нарушая Закон, потеряла свой удел в образном оправдании народа и потому была грешницей в большем смысле слова. Симон очень хорошо знал, что хотя он стремился держаться Закона, он не держался его в совершенстве, и время от времени нарушал его тем или иным образом. Однако он не был добровольным нарушителем Закона, как была эта женщина. Следовательно, в этом смысле слова была огромная разница между большим грехом и меньшим грехом, однако оба нуждались в Спасителе. И если бы фарисей осознал суть этого дела, он почувствовал бы, что Спаситель нужен ему настолько же, насколько нужен женщине, потому что Завет Закона не мог дать ему вечной жизни. Чтобы достичь ее, он должен был признать свой грех, принять прощение и спасение от греха и его наказания – смерти, – как дар Спасителя, Который почтил его, согласившись быть его гостем.
Тогда Иисус повернулся к женщине и сказал: “Прощаются тебе грехи”. Что за слова для нее! Ее молитва выслушана – молитва, которая была от сердца и выразилась через слезы и миро. Ее услышали, ее простили, и все прошлое навсегда зачеркнуто! Какую благодарность она, должно быть, чувствовала! Бедный Симон! Насколько мы знаем, он так и не смог сказать: “Господи, я также грешный, и хотя возлюбил меньше, чем эта женщина, я также нуждаюсь в прощении и молюсь о прощении моих грехов, чтобы я мог считаться одним из Твоих последователей”. Нет, сам факт, что он занимал религиозное положение в номинальной церкви и считал себя святым, кажется, стал на его пути и препятствовал принять милость Бога и прощение грехов. И так всегда. Как часто мы видим людей, которые живут моральной жизнью, явно пытаясь ходить стезей праведности, но они намного меньше приготовлены принять прощение через Господа Иисуса Христа, чем некоторые другие, которые живут более легкомысленно, но поднялись к осознанию своего пагубного состояния, приходят к Господу более сокрушенно, более ревностно и показывают большую веру, и, соответственно, чувствуют к Нему большую любовь!
Однако здесь нет никакого намека, что через свою неспособность просить прощения и стать последователем Иисуса, Симон был осужден к “аду” и т. п. Вовсе нет, он просто пошел путем своего народа (ослепленного предубеждением и ложными человеческими традициями). Отвергнув Иисуса, иудеи потеряли привилегии сонаследования в Христовом царстве и, как народ, были лишены Божьей милости вплоть до открытия Тысячелетнего века. В то время, как выразительно показывает апостол, их ослепление будет устранено, и их блаженным уделом станет большее знание истины. Тогда Господь на них “изольет дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем”. Когда они возрыдают, как плакала женщина, принесшая миро, Бог через прославленного Христа смилостивится над ними и простит их грехи. Тогда начнется их испытание на вечную жизнь (См. Рим. 11: 25-32; Зах. 12: 10).
Остальные гости за столом были поражены сказанным нашим Господом, что грехи женщины прощены. Не понимая, что Тот, Кто говорит, – Мессия, Сын Бога, они засомневались в правильности таких слов, но это было одной из причин, почему наш Господь произнес эти слова, и это было одним из его ненавязчивых способов обратить внимание на факт, что Он – Мессия, а потому, учитывая труд, который Он еще должен исполнить, вся сила прощать грехи была в Его руках.
Тогда Он сказал женщине: “Вера твоя спасла тебя, иди с миром”. Он хотел, чтобы она знала, что не ее слезы привели к прощению, и не стоимость мира побудила Его простить ей, но тем, что приятно Его взору и благодаря чему ее грехи прощены, является ее вера. Она не только признала свое грешное состояние, но осознала, что этот великий Учитель имеет силу простить ей и вернуть ее, и она верила и сделала все возможное. Наш Господь хотел, чтобы она поняла, что полученная ею награда – это следствие ее веры. То же самое относительно всех Господних милостей в случае каждого из Его народа. Когда мы приходим к Господу со слезами раскаяния, мы должны знать, что не они имеют преимущество; и если мы приносим дары, мы должны знать, что не они дают преимущество, и что слезы и приношения не могут дать нам ничего, если мы не представим Господу нашей веры, принимая Его как Того, Кто имеет силу простить грехи и очистить нас от всякой неправедности. И это необходимо не только в начале христианского пути, так как подобная вера нужна на протяжении всего странствования. Если мы не пребываем в вере, мы не можем идти вперед. “По вере вашей да будет вам”, – вот, кажется, Господний метод поведения со всеми, которые признаны Его учениками от первого до последнего их христианского шага и опыта.
Поэтому смыслом этой лекции является постоянная вера в Господа: вера, когда Он, кажется, не замечает нас; когда кажется, что в наших духовных и земных делах все хорошо; а также крепкая вера, когда ход событий и все силы, кажется, настроены против нас. Победа, которая побеждает мир, есть вера, которая во всех обстоятельствах способна взирать на Господа с абсолютным доверием в Его доброту и верность, понимая, что, по Его обетованию, в конечном счете все будет нам во благо, потому что мы – Его народ (1 Иоан 5: 5; Рим. 8: 29).

R2625 (1900 г.)