СВ. ПЕТР И КОРНИЛИЙ
ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ 10: 1-16, 24-48
КОРНИЛИЙ, ПЕРВЫЙ ЯЗЫЧНИК, ОБРАЩЕННЫЙ К ХРИСТИАНСТВУ – НАЧАЛО НОВОЙ ЭПОХИ – ЗАВЕРШЕНИЕ “СЕМИДЕСЯТИ СЕДЬМИН” ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ МИЛОСТИ ДЛЯ ИЗРАИЛЯ – ВИДЕНЬЕ СВ. ПЕТРА –“РАЗРУШЕНИЕ СТОЯВШЕЙ ПОСРЕДИ ПРЕГРАДЫ” – ПРОПОВЕДОВАНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ ЯЗЫЧНИКАМ – “СЛОВА, КОТОРЫМИ СПАСЕШЬСЯ ТЫ”


“Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его” (Римлянам 10: 12).
Корнилий, римский сотник, был обращен к Богу и праведности, по-видимому, еще несколько лет перед событием, которое является темой нашей нынешней лекции. Хотя он был почитателем истинного Бога, щедро давал милостыню, и его любовь к праведности, а также правильная жизнь были признаны теми, с кем он имел дело, однако необходимо было еще что-то, прежде чем он мог быть принят Богом в надлежащем смысле слова. Здесь мы видим лекцию для тех, кто думает, что почет к Богу и моральная жизнь – это все, что нужно для божественного принятия. Поскольку Корнилий в большой мере имел эти качества уже некоторое время до своего принятия, то Господнее отношение к нему может стать примером для всех, которые стремятся приблизиться к Нему через отношения завета.
Как мы увидели, Корнилий, хотя и был полностью верен, не был иудеем и понимал, что находится за пределами Божественной милости. Однако он дальше молился к Богу. Хотя нам не сказано о чем он молился, однако на основании записей можем справедливо допустить, что он молился о более ясном понимании Божественного характера и Плана и о том, чтобы находиться ближе к Божественной милости, к ее пониманию и восприятию.
Корнилий, вероятно, слышал об Иисусе из Назарета и был всем этим обеспокоен. Возможно, эта обеспокоенность побуждала его к самоотверженной молитве, на которую Господь согласился ответить знаменательным образом, посылая ангела, чтобы тот успокоил сотника, что его молитвы и милостыни оценены Господом как проявления набожности. Ангел дал понять, что кроме молитв и добрых поступков нужно еще что-то. Но об этом дополнительном ангел не был уполномочен ему сказать. Корнилию надо было познать Господа Иисуса с истинной точки зрения. Он должен был развить веру в нашего Господа как Искупителя, прежде чем напоминания о его набожности могли иметь какое-то значение перед Богом или привести его к желанному единству и Божественной милости.
Ангел велел Корнилию послать за апостолом Петром, а также сказал ему, что слова, которые св. Петр произнесет, будут иметь для него большое значение – существенное значение для его дальнейшего развития в знании и вере, а через них – в продвижении к Божественной милости. Готовность ума сотника видно с того, что он немедленно послушался. Он не только молился, но и был готов содействовать Богу в ответ на свою молитву.
То, что все трое, посланные привести св. Петра в Кесарию, были богобоязненными, дает нам хорошее доказательство, что этот язычник, искавший Бога и пытавшийся поступать как можно лучше, чтобы угодить и воздать Ему честь, не прятал свой свет под сосуд. Этот свет сиял не только для его семьи и слуг, но и для воинов, бывших в его распоряжении. Именно таким должен быть человек, с радостью признаваемый Богом, независимо от его национальности или цвета кожи. Все такие признаны Господом и привилегированны превыше других светом и истиной с тех пор, как закончилась особенная милость для Израиля по плоти. Перед нами лекция, в которой нуждаются многие из Господнего народа. Эта лекция в том, что мы должны позволять своему свету Истины сиять через себя на всех, с кем приходится иметь дело; что дух преданности должен пронизывать каждую семью, каждый дом, в том числе слуг.
Очевидно, Корнилий был полон веры в Господа. Он не ждал, чтобы увидеть придет св. Петр или нет, а знал, что апостол придет. Он имел веру в Господние обещания, данные через ангела, поэтому собрал вместе своих друзей, родственников и свой дом – тех, на кого имел влияние. Они, как и он, по-видимому, искренне стремились узнать все, что можно, о пути жизни, пути примирения и единства с Богом и о принципах, которые Он олицетворяет.

КОНЕЦ “СЕМИДЕСЯТИ СЕДЬМИН” ИЗРАИЛЯ

В это время св. Петр (со всеми его предубеждениями, бывшими в иудеев и существовавшими в течение веков) нуждался в приготовлении, чтобы воспринять присоединение к Церкви первого настоящего язычника. Это произошло при помощи виденья. На следующий день апостол (вместе с шестью братьями из Иоппии) пошел к дому сотника “нимало не сомневаясь”, потому что Господь, по-видимому, руководил им. Из всех учеников св. Петр был наилучшим, кого можно было избрать для этого: во-первых, по причине его горячего нрава и усердия идти Господним путем немедля и с искренним сердцем; и, во-вторых, по той причине, что он был самым старшим из апостолов и во многих отношениях самым влиятельным. Поэтому его поведение имело бы большее влияние на других.
Нам трудно понять предубеждение, какое иудеи вынашивали в себе веками против любой мысли, что язычники могут сделаться сонаследниками с ними в Авраамовом Обетовании. Они считали непреложным то, что Божья милость была назначена их народу и не может принадлежать кому-то еще, кроме этого народа, в том значении, чтобы другие были одинаково приемлемыми для Бога. Эти взгляды основывались на трех вещах: первое, на Божьем Обетовании Аврааму, что “благословятся в семени твоем все народы земные”; второе, на том, что израильтянам в целом не позволялось иметь дело с язычниками или быть с ними в родственных отношениях; третье, кроме всего этого иудейские правители в известной степени преувеличивали все эти трудности.
Но теперь наступила другая эпоха. “Семьдесят седьмин” милости для Израиля по плоти закончились, и Господь начал распространять Свою милость за пределы иудеев – как мы увидели это на примере евнуха ефиоплянина. Согласно Божественному пророчеству, эти “семьдесят седьмин”, то есть 490 лет, были особо назначены как период милости для иудейского народа. Было предсказано, что в начале последних семи лет, “седьмины”, придет Мессия и что точно посредине этих семи лет Мессия будет погублен смертью, но не за свои грехи, а за грехи народа. Было предсказано, что пророчество обозначится помазанием “Святоє Святых” в Пятидесятницу, и что конец семидесятой седьмины также обозначится прекращением исключительной Божьей милости к Израилю. Это, в свою очередь, обозначилось тем, что Евангельская Весть была послана к Корнилию, и он был зачат Святым Духом после того, как поверил этой Вести (Дан. 9: 22-27).

“КОТОРЫМИ СПАСЕШЬСЯ ТЫ И ВЕСЬ ДОМ ТВОЙ”

Когда св. Петр прибыл к дому Корнилия, сотник узнал в нем Божьего назначенного слугу, чтобы донести эту Весть до него, потому он упал к ногам апостола и поклонился. Вместо возвыситься над иудеем и думать о себе как о представителе наивысшей власти в мире, Корнилий показал, что он полон духа повиновения. Тот факт, что его гость представляет Господа, вызывал у него такие же чувства, что и его чувства сердца к самому Господу – чувства почтительности.
И если Корнилий был почтительным и покорным, то апостол Петр также показал себя не менее почтительным и преданным Богу, потому что он сразу взялся поднимать сотника, говоря: “Встань; я тоже человек”. Св. Петр привлекает наше внимание своим благородным поведением, своим отказом принимать неуполномоченные почести. Он уберег себя от большого испытания, сразу отказавшись от неземных почестей и уважения и признавая свое действительное положение – разбитого и опорожненного сосуда, признанного только потому, что Господу было угодно наполнить его Святым Духом и употребить как сосуд милости и правды.
Немногие сегодня склонны отдавать поклон своим соплеменникам и немногие – за исключением высокопоставленных лиц номинальных церквей, таких как папы и прелаты, – принимать поклон. Но все они в этом имеют упрек из поведения св. Петра. По-видимому, в наше время существует мало опасности, что кто-то из братьев получит слишком много почестей от людей, потому что дух нашего времени обращен в противоположном направлении. Однако там, где проявляется дух оказания почестей, обязанность брата, которому ее оказывают, – отказаться от этого и указать на Господа как на истинного Добродетеля нас всех – указать на Того, от Кого исходит всякий добрый и совершенный дар, невзирая на пути, которые Ему угодно употребить.
Войдя в дом и увидев группу собранных искренних, богобоязненных язычников, св. Петр поставил прямой вопрос: “Для какого дела вы призвали меня?” Тогда Корнилий рассказал о своем прошлом, о желании иметь общность с Богом, о своем стремлении жить так, чтобы это нравилось Богу, о видении, которое он имел, и о прибытии апостола в ответ на это видение, о своей надежде, что он услышит то, что ему было обещано – “слова, которыми спасешься ты и весь дом твой” (Деян. 11: 14).
Корнилий не спасся тем, что давал милостыню, не спасся своими молитвами, ни Посланием, переданным ему св. Петром. Послание апостола – “слова”, объяснение сути – позволили Корнилию и его домашним понять верой великое искупление, которое в Иисусе Христе, и, таким образом, спастись. Спасенные в одно мгновение от своего отчуждения от Бога и от осуждения (как грешники), они получили предвкушение полного спасения, которое им следовало получить во Втором Пришествии нашего Господа.

ЕДИНСТВЕННОЕ НАСТОЯЩЕЕ ЕВАНГЕЛИЕ

Мы смотрим с неподдельным интересом на проповедь апостола, чтобы хорошо понять данное им животворное Послание, от которого происходит спасительная вера Корнилия и его близких. Изложение св. Петра было тем же Евангельским Посланием, которое он не раз произносил раньше. Его темой был Иисус и жертва за грехи, которую Он завершил, умерев на кресте. Это было Послание надежды воскресения из мертвых через Иисуса Христа, засвидетельствованное Его воскресением благодаря могущественной Силе Бога. Это было Послание о том, что после явления нашего восставшего Господа перед лицом Бога за Церковь, Отцу было угодно принимать грешников на условии веры, почитания и повиновения праведности по способности.
Проповедь св. Петра была “старой, старой Повестью”, которая для многих стала скучной и надоедливой, но которая для каждой души, находящейся в правильном состоянии, является Отцовским Посланием прощения грехов и примирения смертью Его Сына. Нет другого Евангелия, и те, которые предлагают другое послание, не являются в своем служении послами Бога, посланниками и словесными орудиями Его Святого Духа (Гал. 1: 6-12).
Апостол Павел говорит нам, что “благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих” (1 Кор. 1: 21-25). То есть Богу было благоугодно принять именно такой способ проповедования Истины о Своем Плане искупления, и принять и оправдать тех, кто поверит в это свидетельство и примет его. Сегодня это свидетельство можно распространять с помощью писем, брошюр, книг или устным проповедованием. Не имеет никакого значения, каким образом распространяется и принимается истинное Послание. Однозначно, что это Послание приходит посредством человеческих орудий, а не через ангелов, не через деятельность Святого Духа вне человеческих орудий.
Мы должны держать в своем уме эти уроки Божьих методов и должны применять их в земных делах. Не следует надеяться, что Господь растрогает или научит наших друзей, родственников, соседей, а надо помнить, что Он поручил эту почетную миссию Своему Царственному Священству. Соответственно, мы не должны быть ленивыми, а должны пылать духом, служить Господу – служить Истине всяким и всевозможным образом, для нас открытым.

СУД ЖИВЫХ И МЕРТВЫХ

Рассказав это Послание, св. Петр объяснил Корнилию, что Иисус велел Своим апостолам свидетельствовать людям, что Он является тем, кого Бог назначил Судьей живых и мертвых. Грядущий суд, испытание мира являются важной частью Евангельского Послания, поэтому им не надо пренебрегать во время проповедования Евангелия.
Какую пользу может принести миру смерть Христа, если не будет никакого будущего суда, испытания? Все были осуждены один раз в Адаме, и его осуждение перешло на всех (Рим. 5: 12; 1 Кор. 15: 22). Мир уже не нуждается в дальнейшем суде на основании вины Адама и присутствующих слабостей. Суд за эту вину уже полный, и ничего нельзя к нему прибавить. Судьей был сам Иегова, а приговором – смерть.
Но сейчас это Евангелие содержит факт, что Христос должен быть Судьей мира. Это значит, что Адама и его род ожидает новое испытание на предмет жизни. Этот факт сам по себе означает освобождение от первоначального приговора смерти – искупление от приговора, вынесенного Адаму, – а также личное испытание, чтобы определить какие члены искупленного рода будут считаться достойными вечной жизни. Да, это и есть “великая радость, которая будет всем людям”, даже если противник обманул подавляющее большинство, чтобы думать наоборот – что всему миру, купленному драгоценной кровью Христа, уже не будет никакого нового испытания (какое Адам имел вначале).
Все свидетельствует о том, что такое испытание не могло начаться, пока Иисус на стал Судьей. Поэтому, никто из тех, кто умер в течение четырех тысяч лет до Его земного служения, не мог быть судим Им. Никто из них не мог быть на испытании относительно вечной жизни. Все должны понимать факт, что мир в целом еще не был на испытании с тех пор, как наш Искупитель был назначен Судьей, и не находится на испытании сегодня, а, наоборот, большинство людей в мире не знает Судьи, не понимает Закона, не имеет никакого представления о требованиях, которые существуют для вечной жизни.
Это точно отвечает высказыванию св. Петра, рассматриваемому нами, а также высказыванию св. Павла, что Бог “назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа” (Деян. 17: 31). Как свидетельствовал апостол, в его время этот День все еще принадлежал к будущему и дальше находится в будущем. Из других стихов Священного Писания узнаем, что этот День является Тысячелетним Днем – “у Господа один день, как тысяча лет”. Единственный суд – испытание – со времени воскресения нашего Господа существовал для Церкви и был вопросом вечной жизни или вечной смерти. Церковь, духовный Израиль, имела много всяческих преимуществ над остальным человечеством, потому что в течение Евангельского века этот класс “призван по [Его] изволению”, чтобы больше чем победители могли стать сонаследниками с Иисусом в Его будущем деле суда мира (2 Петр. 3: 7, 8; 1 Кор. 6: 2).

ЕВАНГЕЛИЕ ДЛЯ ЯЗЫЧНИКОВ

Собственно говоря, Корнилий и его верные спутники ожидали именно такого Послания Божественной благодати, и как только эти слова прозвучали из уст апостола, они были тотчас и с радостью восприняты сердцами его слушателей, которые на то время приняли Иисуса с такой же полнотой восприятия, как и сам св. Петр. А так как их сердца были в правильном состоянии перед Богом, апостолу, наверное, было бы правильно сказать им, что “теперь, братья, вам следовало бы креститься в Иисуса водным крещением, символизируя ваше полное посвящение быть мертвыми с Ним как Его верные последователи”.
Но, как видим, св. Петр не был готов к такому шагу. Он был удивлен, что Богу угодно, чтобы язычники вообще знали что-то о замечательных замыслах спасения в Иисусе, которые уже сами по себе являются благословением. Но он еще не был готов к тому, чтобы язычники были приняты Господом фактически на тех же условиях и с теми же проявлениями Божественной милости, что иудеи. Чтобы восполнить недостаток его знания и дать ему урок, Святой Дух был дан Корнилию и его товарищам без возложения рук – таким же образом, как он был дан собранным в Иерусалиме в Пятидесятницу.
Св. Петр быстро понял урок. Его готовность учиться в большой мере следовала из его повиновения, искренности сердца, полноты посвящения Господу и желания, чтобы Божественная воля исполнилась в каждой подробности. Апостол и его друзья из Иоппии, “обрезанные”, были удивлены Божьей милостью к язычникам. Но в них не было зависти. Они с радостью поприветствовали как очищенных, как братьев всех, на кого Господь указал как на принятых к Его общности.
Следствием излияния Духа стало торжественное собрание свидетельств. Запись говорит, что они “величали Бога”, славили Его, радовались своему принятию и т.д. Тогда св. Петр обратил их внимание на символическое крещение и на правильность его соблюдения. Нам не представлен его аргумент по этому поводу. Возможно, он объяснил, что они, публично символизируя таким образом свое посвящение Господу, укрепят свою веру, поддержат собственную решимость жить и умирать Господними. Возможно также, что он показал им красоту сути погружения в воде как символ смерти и погребения с Христом и воскресения к новой жизни в настоящем времени и к новой жизни в совершенном теле при Втором пришествии нашего Господа.
Тогда апостол попросил высказаться присутствующих и, прежде всего, братьев, которые сопровождали его из Иоппии, чтобы узнать, нет ли у них каких-либо возражений, почему бы этим дорогим братьям не получить всякое благословение и все, о чем Бог позаботился для Своих верных, невзирая на то, что они язычники от роду. Они поверили у Бога, привели доказательство своего посвящения и своих добрых дел еще перед тем, как познали Господа и Его славный План. И теперь они были приняты Богом, Который показал Свое принятие излиянием Святого Духа на них. В отсутствие какого-либо возражения св. Петр велел, чтобы все они крестились во имя нашего Господа. Посланный научить их, он произнес свое послание без тени сомнения.

R5879 (1916 г.)