ПАСТЫРСКИЙ СОВЕТ ДЛЯ СОБРАНИЙ МОЛИТВ И СВИДЕТЕЛЬСТВ

Новое Творение нуждается в особенном собрании прославления раз в неделю для молитвы и свидетельств. Верим, что наши друзья посчитают очень полезным выделить, по крайней мере, один вечер в квартал для собрания молитв в весьма общем значении. Мы предлагаем выбрать для этого вечер в среду. Это собрание следует посвятить молитвам, а не свидетельствам. Его мог бы открыть молитвой брат-ведущий, который затем попросил бы помолиться еще двух или трех. После этого он мог бы прочитать стих на эту неделю и прокомментировать его не дольше трех минут. Если собрание маленькое, то комментарий может быть и пять минут, но если число присутствующих большое, то около двух минут. Длительность комментария должна зависеть от величины собрания.
Затем ведущий мог бы сказать: “Этот вечер мы организовали специально для молитвенного служения. Несомненно, всем нам известно, что особенная привилегия христианина – прославлять Господа, обращаться к Нему с молитвой, возвеличивать Его. Сердцем мы веруем, а устами – исповедуем. Во время служения мы предпочитаем не вызывать по имени, а хотим, чтобы все собравшиеся участвовали. Если вы имеете только несколько слов, то это не проблема. Действительно, мы бы даже поощряли к тому, чтобы молитва не была очень длинной. Сейчас мы дадим возможность подняться двум братьям и сестре, а после этого споем гимн; после гимна у нас опять будет возможность помолиться – брату и сестре (в зависимости от того, из кого состоит собрание), и так дадим возможность всем присутствующим”.
Мы убеждаемся, что Господний народ получает большое благословение от того, что пользуется привилегией молитвы. Братьев следует подбадривать, потому что много из них не имело такого ободрения раньше в жизни. Мы думаем, что особенное собрание для молитв раз в квартал было бы лучше, чем раз в месяц. Чаще, нежели раз в квартал, было бы утомительным, и если такого порядка придерживались в каком-то собрании, то мы советуем его изменить.

ОБРАЗЕЦ СОБРАНИЯ СВИДЕТЕЛЬСТВ

Как правило, собрание на неделе надо посвятить прославлению и свидетельствам. Как уже упоминалось, христианин нуждается в особенном собрании для выявления своих чувств с возможностью поделиться собственными переживаниями. Свежие свидетельства очень полезны. Весь Господний народ имеет испытания и трудности, поэтому, слушая случаи из жизни других, мы учимся сочувствовать друг другу.
Такие собрания надо начинать одной или двумя песнями с последующими одной или несколькими короткими молитвами. Брату, которому предстоит начать собрание молитвой, надо рассказать перед собранием, что следует, а что не следует делать. Молитва в начале должна быть только с прошением о Божественном благословении для ума и сердец собравшихся, чтобы они могли находиться в соответствующем состоянии для принятия Господнего благословения.
Допустим, что стих на этот вечер звучит так: “Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время”. Ведущий может сказать что-то в этом роде: “Наш стих на эту неделю говорит так (читает стих).. По-видимому, в Божьих глазах повиновение является одним из важнейших качеств, которым должен обладать каждый из Его народа. Все Священное Писание говорит о том, что если мы имеем повиновение, мы угоды Богу, так как, не имея этого качества, мы никогда не сможем быть пригодными для Царства. Заметьте также мудрость такого требования: если Бог собирается возвысить к высокому положению кого-то, кто не имеет смирения, это может привести к дальнейшим трудностям на небесах. Знаем, что сатана не имел достаточно смирения перед Богом. Когда им овладела надменность, он, по-видимому, решил, что может делать все лучше Бога. В своем стремлении показать, что он может сделать, он повлек собственное падение и ввел человеческий род в грех и смерть. Поэтому не удивительно, что Бог требовал от Иисуса показать, что Он покорился воле Отца. Видим поведение Иисуса и то, как Отец впоследствии возвысил Его. Нам также надо подчиниться всему, что Божье провидение приводит на нас. “Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время”. Так вот, дорогие друзья, вы, наверное, имеете что рассказать нам о пережитом вами за эту неделю относительно повиновения или противоположной вещи – гордости. Это не должно быть изложение на тему приведенного стиха. Мы уже знаем, что он значит. Хотим, чтобы вы рассказали нам о своих личных переживаниях. Какие переживания у вас были, побудившие, что этот стих произвел впечатление на ваш ум? Представьте нам маленькую страничку из ваших личных заметок. Начнем с брата А, а потом скажет сестра Б, а затем мы по очереди спросим по обе стороны комнаты. Итак, поделишься ли ты с нами свидетельством, брат?”

КАК ДОБИТЬСЯ ДВОЙНОГО ЭФФЕКТА?

Придерживаясь метода приглашать одного отсюда, а другого – оттуда, мы добиваемся двойного эффекта. Если свидетельство начинается с одного конца, то кто-то, находясь далеко, может подумать себе: “На меня очередь придет еще не скоро!” Но если приглашать одного отсюда, а другого – оттуда, то все становятся бодрствующими и остаются внимательными ко всему происходящему.
Когда мы проводим собрание свидетельств, то должны помнить, что нужно хорошее свидетельство в начале и хорошее свидетельство в заключение. Поэтому надо начинать с того, кто даст хорошее свидетельство, которое взбодрит других и, тем самым, даст хороший стимул с самого начала. Когда мы поем песню, открывая собрание, мы уже должны иметь в виду такого-то брата или такую-то сестру, с которых мы начнем или которыми закончим. Так мы непременно будем иметь хорошее начало и хорошее окончание.
Если посредине служения кто-то немного замешкается и не будет знать как продолжать, следует сказать: “Насколько мы поняли, брат (сестра), с тобой случилось так и так”. Мы должны подхватить то, в чем, мы полагаем, заключается его действительная мысль и изложить ее вместо него, если думаем, что он не может ее завершить. Мы должны уметь это сделать. Каждый ведущий должен уметь это делать и, тем самым, доброжелательно подбодрить другого. Но надо быть внимательным, чтобы не отойти от мысли настолько, что брат или сестра почувствуют что-то вроде: “Нет, это совсем не так!” Мы должны попробовать выразить его мысль так, чтобы он мог сказать: “О, брат меня понимает!” Но если мы будем выглядеть кислыми и будем молчать, брат (и особенно сестра) может быть сильно обескуражен и не захочет попробовать сказать в следующий раз, думая себе, что лучше будет промолчать.
На собрании свидетельств, где имеется от шестидесяти до ста присутствующих, нет наилучшей возможности провести наиболее полезное собрание. Наилучшее число, наверное, – от двенадцати до пятнадцати. Тогда существует достаточное многообразие – нет много свободного времени, но при этом достаточно времени для всех, чтобы высказать свидетельство. Если первый, кто дает свидетельство, избрал неверную мысль или поведение, и говорит: “На этой неделе я имел разговор с одним проповедником, который считает, что он знает много из Священного Писания. Я поставил ему несколько вопросов, на которые он не мог ответить, и все вокруг убедились, что он вообще ничего не знает!” – ведущий мог бы сказать ему: “Брат, не сомневаюсь, что ты хотел сделать хорошо, но я не убежден, что ты повелся мудро. Наверное, было бы лучше, если бы ты сделал это мягко. Мы не должны быть резкими, но мягкими, в смирении наставляя тех, кто противится. Ты должен помнить, как трудно пожилому человеку, занимающему положение, имеющему образование и репутацию, понимать эти вещи. Поэтому надо быть вдвое внимательным, чтобы не вызывать неприязни. Я бы советовал, чтобы в таком случае вставить лишь несколько слов, и чтобы эти слова больше напоминали совет, сказанный с умеренностью и смирением. После твоих слов, как ты их сказал, проповедник мог подумать, что тебе не хватает смирения”.
Затем, кто-то другой может высказать мысль, неподходящую в другом отношении. Братья, которые ведут собрание свидетельств, должны развивать в собрании умение правильно давать свидетельство. Они сами должны иметь правильное представление об этом, чтобы собрание научилось правильно воспринимать то, что может возникнуть. Вот так вещи закрепляются в уме.

СОБРАНИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВ НЕ ДЛЯ ПРОПОВЕДИ

Если кто-то пытается говорить проповедь, ведущий может сказать: “Извини, брат, но это собрание не для речи. Это – собрание свидетельств. Возможно, в другой раз ты сможешь говорить дольше”. Было бы хорошо для ведущего дать заранее определение того, чем является свидетельство, нечто вроде слов: “По-видимому, вы все знаете, чем является свидетельство. Это не речь или диссертация на тему Священного Писания. Это собрание, прежде всего, для свидетельств. Для начала я представлю короткое толкование стиха на сегодняшний вечер, а позже мы хотим, чтобы вы поделились личными впечатлениями”.
Полагаем, что все имеют хорошие намерения, и любую вещь, которая не вполне уместна, братья не будут воспринимать как нарушение. Поэтому стих, прочитанный тем, кто проводит собрание, и сказанные им несколько слов о его значении, прежде чем выслушать свидетельства, присутствующие воспримут как должное. Также личное свидетельство ведущего в завершение собрания позволит получить правильную мысль.
На наш взгляд нехорошо идти домой с неоправданной спешкой. Лучше задержаться и попрощаться. Таков наш обычай. Мы не знаем ни одного библейского стиха, который прямо говорил бы об этом, и не имеем права создавать правило или закон, а только даем совет, что мы ничего не добьемся, если после окончания служения начнем много разговаривать. Также есть опасность утратить пользу и благословение от служения, если после собрания проявлять большую спешку. Конечно, если выходить немедленно, то другие не будут иметь возможности с нами пообщаться, разве что они придут на собрание немного раньше – заблаговременно. Если кто-то так делает, то он ничего не потеряет, если немного пообщается по-дружески перед приходом ведущего и перед началом собрания. Кажется, это способно принести большую пользу.

ПРАВИЛЬНАЯ ПОЗА ВО ВРЕМЯ МОЛИТВЫ

Ничто в Священно Писании не накладывает ограничений на христианина относительно позы его тела во время обращения к Господу в молитве. Упоминается молитва стоя и на коленях. Во всем надо руководствоваться духом здравого ума. Если кто-то находится на улице, то у него, наверное, не будет желания становиться на колени. Если есть каменный пол, то также нежелательно находиться на коленях. Но если кто-то пребывает наедине, то лучше всего молиться на коленях. Тем не менее, кто-то говорил нам, что когда он становится на колени, то обычно делается сонливым. Мы отдаем предпочтение такой позе, которая позволяет нам лучше всего думать о том, что мы делаем. Если мы замечаем, что на коленях мы начинаем засыпать, то лучше занять другую позу, в которой мы будем бодры и внимательны во время молитвы.
Если говорить о молитве в собрании, то, на наш взгляд, было бы лучше сидеть со склоненной головой. Конечно, поза, которой мы отдаем предпочтение, зависит в большой мере от воспитания, от привычки. Мы считаем и так советуем везде, что во время публичного служения такая поза во время молитвы была бы наилучшей. Там, где собрание небольшое и на полу есть ковер, было бы хорошо встать на колени.
Что касается собрания свидетельств, то, по нашему мнению (когда собрание небольшое), во время свидетельства лучше сидеть, потому что сидя легче давать свидетельство. Для некоторых трудность во время свидетельства заключается в том, что они, поднимаясь, начинают волноваться и забывают, о чем собирались говорить. Поэтому сидячее положение уменьшает нервное напряжение. В больших собраниях говорящему было бы лучше подняться, чтобы его голос мог достичь всех.

ПЕНИЕ СТОЯ В СОБРАНИИ

Во время пения, верим, привычка стоять, как это принято в Англии, является очень хорошей. Конечно, во время собрания хвалы было бы слишком трудно стоять все время, когда песни следуют одна за другой. Но в целом пение стоя имеет свои преимущества. Стоящий занимает характерную позу и поет лучше, располагая голосовые связки в лучшем положении. Поэтому желательно встать, когда объявят гимн.
Приглашение подняться с места всегда надо давать соответствующим образом, а не в приказном порядке. Ведущий не должен говорить: “Встаньте”, но “Давайте встанем и споем”. Но кто-то может быть в таком физическом состоянии, что для него было бы лучше оставаться сидячим, поэтому приглашение встать и спеть касается, прежде всего, тех, кто хочет встать. Думаем, что было бы большой ошибкой говорить: “Сейчас встанем и споем”, а затем добавить: “Стойте дальше, пока брат А помолится”. Во многих случаях это может повлечь настоящие трудности.

СЛИШКОМ МНОГО САМОУВЕРЕННОСТИ

В случае песни в завершение, когда аудитория поднимается, было бы хорошо вместо того, чтобы садиться для заключительной молитвы, остаться в стоячем положении, но при этом молитва должна быть только в форме благодарения, не длинной, чтобы не быть изнуряющей. Большинство молитв являются слишком длинными.
Тот, кто молится, не должен злоупотреблять свободами и правами всего собрания, долго говоря свои просьбы. Мы не читали, чтобы наш Господь говорил длинные молитвы. Правда, Он временами находился всю ночь на молитве, наедине, но Он никогда долго не молился в присутствии других. “Господняя молитва” является достаточно сжатой и уместной. Те, кто думает, что они должны сказать Господу обо всем, как Он должен руководить Вселенной, проявляют слишком много обеспокоенности и даже самоуверенности. Если мы знаем, как неумело мы решаем собственные дела, то это должно сделать нас очень сдержанными, чтобы советовать Всемогущему, как Ему улаживать Его дела.

ТЩЕТНОСТЬ ФОРМАЛЬНОЙ МОЛИТВЫ

Одна бостонская газета, упомянув молитву, сказанную известным проповедником, написала на следующий день, что уваж. __________ обратился с самой красноречивой молитвой, какая когда-нибудь была сказана к бостонской аудитории! Редактор, по-видимому, знал, что эта молитва не была адресована Господу! Мы должны иметь много духа здравого ума. Мы допускаем, что Господь видит, что все наши намерения – хорошие. Но Он не говорил нам молиться, чтобы нас слышали люди. Мы должны молиться к Господу.
Во время молитвы наедине нам сказано зайти в “комнату” и, думаю, никто не будет молиться так громко, чтобы его слышали за дверью. Молитва, то ли наедине, то ли в присутствии других, должна быть обращена к Всевышнему набожными словами и должна выражать стремление сердца, соответствующее обстоятельствам. Мы должны знать, зачем мы приходим к Господу. Было бы лучше не идти к Престолу Благодати, если мы не знаем, что именно мы хотим сказать.
В завершение любого собрания, считаем, было бы совершенно неразумно молиться десять или пятнадцать минут, или даже пять минут. Две или три минуты было бы достаточно. Господь знает все наши потребности, и мы должны считаться с собранием.
Если приходится сидеть час, то было бы неразумно продолжать служение долгой молитвой. С долгими молитвами нужно обращаться наедине. Некоторые христиане, однако, нуждаются в ободрении относительно молитвы, потому что они не молятся столько, сколько должны. Молитва – самая замечательная привилегия, но никогда не следует злоупотреблять бесконечным повторением тех же мыслей.

R5384 (1914 г.)