ЗНАМЕНИЕ С НЕБА
Марка 8: 11-26

“Иисус опять стал говорить им: Я есть свет мира; тот, кто последует за Мной, ни в коем случае не будет ходить во тьме, а будет иметь свет жизни” (Иоанна 8: 12).

Книжники и фарисеи – ведущие религиозные лица и учителя времен Иисуса – были встревожены и обеспокоены Его успехом у людей. Действительно, принимавшие Его с радостью были преимущественно из простых людей, которыми иудейские учителя привыкли пренебрегать, называя их “мытарями и грешниками” и отказываясь считать их братьями. В Иисусе они видели конкурента, к тому же успешного, и боялись, не без основания, что их собственная репутация как учителей слабеет по причине Его превосходства как Учителя, Чьи “Чудные Слова Любви” трогали сердца многих.
Фарисеи подходили к Нему в первую очередь с тем, чтобы найти недостаток, “искушая” Иисуса. Они спросили Его о “знамении с неба”. Истинной целью было приуменьшить многочисленные знамения, которые Он давал людям, когда исцелял больных и т. п. Игнорируя это, они говорили: “А какое знамение Ты можешь дать нам с неба? Мы хотим знамение с неба; дай его нам, и мы поверим в Тебя”.
Чтобы хоть как-то одобрительно отнестись к главным правителям иудеев того времени мы должны вспомнить, насколько все по-другому делал Иисус в доказательство Своего мессианства, чем то, что, как они полагали, Он должен делать. Пророчества многое рассказывали о Мессии, но они, читая их, особое внимание уделяли тем, которые говорили о Его славе, о власти, которая достанется иудейскому народу, а также о благословениях, которыми иудейский народ окончательно одарит все народы, чтобы благословить мир во время Мессианского Царства. Они упустили из виду и не изучали достаточно внимательно и глубоко другие места Писания совершенно другого характера.
Другие стихи Писания рассказывают о том, что Мессия “как ягненок будет веден на заклание, и как овца перед стригущими безмолвна, так и Он не откроет уст Своих” (МБО) (будет “безмолвным” в том значении, что не откроет Своих уст, чтобы избежать осуждения и смерти). Они рассказывали о том, как Он будет “проповедовать пленным освобождение” и слепым открытие глаз, и фарисеи связывали это скорее со славным Царством, чем со временем, когда Мессия был “презрен и умален пред людьми”, когда они прятали от Него свое лицо, стыдясь Его и показывая пренебрежение.
Действительно, им следовало бы должным образом изучить Писание. Можно сказать, что эта ошибка была не их виной, и в некотором смысле это было действительно так. С другой стороны, следует помнить, что действительным препятствием для них была гордыня сердца и дух самоуверенности. Им не хватало смирения, поэтому они не могли учиться. “Подлинно израильтяне”, принявшие Послание Иисуса, очевидно, также неправильно понимали пророчества, но были открыты на то, чтобы поменять собственные убеждения, готовы к наставлению и руководству. Поэтому их привлекали учения Учителя, принося восхищение и благословение. Господь постепенно вел их к правильному пониманию каждой своевременной черты Божественного Плана, и они шаг за шагом готовились к благословениям Пятидесятницы в свое время, показывая, что они являются частью Избранных, которых Бог выбирает стать Невестой Мессии и сонаследницей в Его Царстве.

НИКАКОГО ЗНАМЕНИЯ, КРОМЕ ЗНАМЕНИЯ ИОНЫ

Наша лекция повествует о том, что Иисус, глубоко вздохнув, произнес: “Для чего род сей требует знамения?”. Отказавшись дать им знамение, Он оставил их и направился на ту сторону озера. Святой Матфей (16: 1-4) более подробно рассказывает о самом вопросе и ответе на него. Иисус обратил внимание фарисеев на знамения, которых было предостаточно, и сказал, что еще одно большое знамение будет дано этому народу, но не раньше, чем на Голгофе. Это “знамение” действительно имело огромное влияние на тысячи иудеев, как это видно из записи в Деяниях Апостолов о тысячах крестившихся в День Пятидесятницы (и впоследствии), слышавших проповедь святого Петра о смерти Иисуса, о Его трехдневном пребывании в могиле и о воскресении третьего дня.
Иисус процитировал знамение Ионы: как Иона был три дня и ночи (часть их) во чреве рыбы, так Сын Человеческий похожее время будет в земле, и как Иона вышел оттуда, так выйдет и Сын Человеческий.
Оставим представителям Высшей Критики спорить относительно предположения, которое они выдвинули вопреки высказыванию нашего Господа. Как утверждает Высшая Критика, Иисус и апостолы жестоко ошибались в каждом смысле слова; зато, по словам Иисуса и апостолов, жестоко ошибаются именно представители Высшей Критики. Мы предпочитаем отстаивать Божье Слово, а тот, кто хочет, пусть держится “мудрости человеческой”.

ЗАКВАСКА ФАРИСЕЙСКАЯ

Сев в лодку, Иисус предостерег Своих учеников от учения фарисеев, сравнив его из закваской, дрожжами. Закваска – фермент в тесте, из которого делают хлеб. Божье Слово является Истиной, хлебом, которым должен питаться Его народ. Но он должен употреблять пресный хлеб – чистый хлеб, чистую Истину, без примеси закваски человеческой философии.
Предостережение было очень кстати, так как фарисеи действительно считались самой святой сектой и группой  среди иудеев. Эта секта естественным образом привлекала наиболее пылких, ревностных и одаренных иудеев. Ее мнимая причастность к самому возвышенному и самому лучшему сделала ее учения и саму секту еще опаснее, поскольку ее хлеб, ее истина смешалась с человеческими традициями, которые вызывают тошноту, расстройство пищеварения, и отравляют всякий ум, который ее принимает.
Та же лекция применима к нам сегодня. Каким бы святым не считалось или не казалось то или иное вероисповедание христиан, мы должны помнить, что надо остерегаться его “закваски”, его ложного учения, то есть быть осторожным, избегать его. Только чистая Истина Божьего Слова способна “умудрить нас во спасение”, и ее достаточно, как говорит апостол, “да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен”.
Поэтому, как христиане всех вероисповеданий, соедините свои сердца и умы в полном посвящении нашему Господу и Искупителю, чтобы исполнять волю Небесного Отца; стойте свободными и чистыми от всякой “закваски” всевозможных вероучений, которые в прошлом столько сделали, чтобы разделить Господний народ на шесть сотен вероисповеданий. Мы осуждаем это разделение, которое все больше влияет на Божий народ, стремясь еще больше соединить искренние сердца, чтобы был один Господь, одна Вера, одно Крещение, один Бог и Отец над всеми, и одна “Церковь Первенцев, написанных на небесах”.

“ЕЩЕ ЛИ НЕ ПОНИМАЕТЕ?”

Ученики упрямо не понимали сути метафорического высказывания Иисуса о закваске фарисеев. Они сразу подумали о буквальной закваске и буквальном хлебе, заметив, что у них с собой только один хлеб, и решили, что Учитель упрекает за это. Глаза их ума, глаза их понимания еще не открылись широко, поэтому Иисус сразу и очень определенно сказал, очевидно с некоторой досадой, что после всего сказанного они по-прежнему не могут понять духа Его слов.
Он напомнил о чуде, когда Он накормил пять тысяч человек пятью хлебами, и спросил, сколько коробов кусков они собрали. Они ответили: “Двенадцать”. Также Он напомнил им, как в другой раз он накормил четыре тысячи человек семью хлебами и спросил, сколько коробов они тогда насобирали. Они ответили: “Семь”. Он сказал: “Так как же вы не понимаете, что Я не обвиняю вас в том, что у вас только один хлеб. Если Я имел силу создать хлеб тогда, то Я дальше имею эту силу и не говорил бы вам, что у вас нет хлеба”.
То же самое можно не раз заметить между Господним народом во время исследования Библии. Дух учений нашего Господа не раз теряется в тех, чей ум сосредоточен на незначительных, второстепенных вещах. Средством от этого является более близкое общение с Богом, более внимательное изучение Божественного Слова, проникновение Его последователей в дух и деятельность Учителя. При этом не забывайте о надоедливом “тернии”, которое, как рассказывается в другой притче, часто осаждает сердца и умы Божьего народа, препятствуя Слову Истины приносить правильные плоды. “Тернии” – это “забота века сего и обольщение богатства”, – сказал Иисус.
Когда они прибыли в Вифсаиду, к Нему привели слепого, умоляя, чтобы Он его исцелил. Иисус взял его за руку и вывел из селения. Там Он послюнил ему глаза, возложил на него руки и спросил, что он видит. Тот, подняв глаза, сказал, что видит что-то похожее на деревья, которые ходят вокруг, и это, наверное, люди. Иисус опять возложил руки ему на глаза и велел взглянуть еще раз. Он так сделал и начал видеть хорошо. Цель такого способа нам не понятна, но вполне возможно, что человеку недоставало веры, поэтому Иисус постепенно добился ее. Эта мысль находит подтверждение в конечном высказывании, что человек начал видеть постепенно, смотрел некоторое время, а потом сказал, что может видеть хорошо. Господь, очевидно, хотел, чтобы человек проявил всю силу воли и стремление видеть.

R5111 (1912 г.)