[R5021]
МОЛИТВА – БОЛЬШАЯ ПРИВИЛЕГИЯ
МАТФЕЯ 6: 1-18
«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного» (Матфея 6: 1).
Учитель в сегодняшней лекции рассказывает о правильной и неправильной даче милостыни. Он расширяет эту тему и объясняет о правильных и неправильных молитвах и, наконец, о том, как правильно и неправильно поститься. Во всем этом Он осуждает лицемерие и театральность. Его последователи должны быть ведомы исключительно желанием угодить небесному Отцу и иметь Его одобрение. Бывают минуты и места, когда милостыня в присутствии других была бы совершенно правильной, или молитва в присутствии других была бы вполне правильной, и поститься, если об этом известно другим, не приносило бы упрека.
Особое внимание Великий Учитель обращает на мотивы, которые побуждают нас. Если нас побуждают самолюбивые мотивы, если мы ищем выставления напоказ, аплодисментов или земной корысти, то такой способ поведения не может принести божественного одобрения или благословения – «Блаженны чистые сердцем». Нас могут видеть, как мы делаем добро, молимся или постимся, однако мы не должны совершать милостыню, молиться или поститься для того, чтобы нас видели. О таких Господь говорит: «Они уже получают награду свою», – им больше ничего не достанется; они получают желаемую известность.
ПРИВИЛЕГИЯ МОЛИТВЫ
Молитва – это привилегия. Иисус не приказывал Своим ученикам молиться и даже не давал им образца молитвы, пока они не попросили об этом. «Молитва – искреннее желание души, высказанное или невысказанное». Господний народ должен чувствовать потребность в божественной благодати и помощи, чтобы ценить привилегию приблизиться к Престолу небесной благодати. Испытания и трудности, печали и искушения жизни часто побуждают Божьих детей молиться. Это показывает лучшее и высшее христианское развитие, когда они любят приходить к Престолу благодати не только в печалях, но и в радостях, чтобы воздать благодарность, хвалу, почет и поклонение.
Следует заметить, что наш Господь не говорил о том, как мир должен молиться, а лишь научал Своих учеников: «[Вы] молитесь же так». На самом деле язычники, мир человечества в целом, не имеют доступа к Престолу благодати. Только заключившие завет с Богом (иудеи и христиане) всегда имели божественное заверение, что их мольбы будут приняты Им. Это может удивить некоторых, так как распространен обычай ободрять и призывать молиться всех. Однако быстрый взгляд на ситуацию показывает твердо установленный принцип, находящийся в основе всего этого. Смотрите, мир в целом, род Адама, удалился от Бога по причине злых поступков. Адам был в завете с Богом, благодаря чему пользовался привилегией быть Божьим сыном. Это содержало общение, молитву, общность и божественный надзор и опеку, и даже вечную жизнь. Но непослушание Адама нарушило завет, положило конец этой общности завета и всем ее привилегиям (Ос. 6: 7). Единственные, кто ныне пользуется привилегией молитвы, – это те, кто принят Богом обратно к общности завета. Естественный Израиль был принят под Заветом Закона, поэтому храм в Иерусалиме был назван Домом Молитвы. Все это было исключительно для иудейского народа, однако все народы имели привилегию стать иудейскими прозелитами и таким образом быть принятыми ко всем привилегиям иудеев, включая привилегию молитвы.
Наш Господь, на основании Его лучшей жертвы за грехи, сделал святыми и приемлемыми к еще высшим привилегиям молитвы тех, кто стал Его учениками, Его последователями. Они, со времени Пятидесятницы и позже, были названы сынами Бога и имели зачатие святым Духом. Вначале это были только верующие из иудеев, но в свое время стоявшая посреди преграда, разделявшая иудеев и язычников, была разрушена, и все верующие из язычников, от Корнилия и дальше, были приняты как духовно зачатые сыны и получили все привилегии молитвы (Деян. 10).
Эти язычники пришли к общности с Богом не через Моисеев Завет Закона, а через Завет жертвы, под которым они были призваны и приняты как сожертвователи с Христом: «Соберите ко Мне святых Моих, вступивших в завет со Мною при жертве» (Пс. 49: 5). Только те язычники, которые приняли Христа и вошли с Ним в завет при жертве, могут в этом веке стать сынами Бога и получить привилегии сыновнего принятия, одной из которых является молитва. Привычка приглашать к молитве людей, не находящихся в общности завета с Богом, является небиблейской и неразумной. Бог не слушает грешников (Иоан. 9: 31). Приходящие к Нему через Христа приемлемы только в том случае, если Иисус является их Ходатаем. Это нужно четко усвоить, потому что приближающиеся к Богу в своем собственном имени – не приняв Ходатая и Его условий ученичества – не могут занимать никакого положения перед Отцом, и их молитвы неприемлемы.
Вместо того чтобы призывать наших друзей и соседей молиться к Богу и надеяться на исполнение их молитв, мы должны дать им библейский совет покаяться в грехах и верой принять прощение их грехов (согласно свидетельству Божьего Слова), совершив полное посвящение самих себя, чтобы быть последователями Иисуса. Затем, как сыны Бога, они имели бы все привилегии сыновнего принятия в настоящем времени, а также славные надежды на будущее.
ЛИШНИЕ СЛОВА ЯЗЫЧНИКОВ
Все являются язычниками – все из мира, кто не оставил его и не пришел к общности завета с Богом через Христа. Эти посторонние, не понимая Единого Пути, Единых Дверей Божьей милости, напрасно полагают, что они будут выслушаны за их многословие, и поэтому повторяют свои молитвы. Некоторые [R5022], молясь, используют молитвенные мельницы, другие пользуются четками, а еще другие сотни раз повторяют восклицания восторга.
Никто из них не услышан, кроме последователей Иисуса, и Иисус советует таким не думать, что их долгие молитвы сделают их приемлемыми для Отца. Им нет никакой надобности возносить долгие молитвы, потому что, как сказал Иисус, «знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него». Почему же тогда мы вообще должны просить? Потому что таков божественный порядок, данный, очевидно, с целью побудить нашу веру и дать нам большие и более частые благословения. Бог таким образом обращается с нами как с дорогими детьми, которых Он любит и которых хочет учить практическим жизненным шагам, наиболее полезным для них. Когда Иисус возносил долгие молитвы, то они никогда не были произнесены публично. Он уходил на гору. Так и Его последователи должны уединиться и общаться с Отцом втайне, хотя общность в молитве на собраниях Господнего народа, без сомнения, имеет одобрение.
ОБРАЗЕЦ РАЗУМНЫХ СЛОВ
Отвечая на вопрос Своих учеников, Иисус дал пример правильной молитвы. Мы замечаем ее краткость, простоту, прямоту и порядок.
1) Она начинается вознесением хвалы и обращением, что мы приступаем как дети к отцу: «Отче наш, сущий на небесах! Да святится [будет возвеличено, преисполнено чести] имя Твое». Божье имя представляет Его характер, Его Царство, Его личность. Поэтому мы прежде всего воздаем честь, почет, уважение, славу нашему великому Творцу, Которого, назначенным Им путем, мы с радостью именуем нашим Отцом на Небесах.
2) Затем мы признаем божественную власть, авторитет. Это означает, что наши сердца подчинены воле Бога: в радости или в печали, в наслаждении или в боли, на жизнь или смерть. И мы постоянно должны выражать наше доверие божественной силе и обетованию, что окончательно божественная воля будет так же целиком и полностью исполнена на земле, как она исполнена на небесах: «Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе». Этим мы признаем грядущее Царство Мессии и, косвенно. наши собственные надежды, связанные с этим Царством, – что мы, будучи верными, будем вместе с Господом на Его славном престоле, раздавая благословения божественной силы и милосердия человечеству, чтобы возродить всех желающих и послушных из его числа.
3) Следующим пунктом просьбы являются наши ежедневные потребности, наш хлеб насущный: «Хлеб наш насущный дай нам на сей день». Как просто! Бог пообещал, что хлеб и вода будут у нас непременно в том смысле, что Он не забудет о нас и наших нуждах. В наших мольбах мы лишь даем понять, что с доверием ожидаем Господа, нисколько не сомневаясь в Его готовности и способности исполнить Свои обетования. Он не обещал, и мы не должны просить ни изобилия, ни богатства, ни роскоши, ни какой-либо особой пищи или удобств. Мысль такова: «Отец, даруй нам такое обеспечение жизненных потребностей, которое считаешь наилучшим для нас». И если божественное провидение не дает нам такого обеспечения, то верующая душа должна понимать, что это не по упущению, ни по недостатку силы, а потому, что божественная Мудрость знает лучше, как быть с нами.
4) «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Здесь ударение делается на учение нашего Учителя, что только милостивые будут помилованы, что только прощающие получат прощение. Это не имеет никакого отношения к прощению их унаследованных грехов. Эти грехи остались в прошлом; от них навсегда избавились те, кто остается под кровью; они были покрыты, когда мы приняли Христа и вошли в общность завета с Ним. Однако мы имеем ежедневные падения, слабости, несовершенства, немощи, преступления против божественного Закона. Мы должны признаваться в них, и божественное устроение было принято для их прощения в созвучии с нашими молитвами, но с одним условием: что мы оцениваем это так глубоко, что сами в ежедневной жизни следуем этому принципу в отношениях с другими.
5) «И не введи нас в искушение [не оставь нас в нем]». Мы чувствуем нашу собственную слабость, несовершенство. Поэтому, хотя мы знаем, что мы должны быть ведомы божественным провидением к пробам и испытаниям, мы вполне справедливо можем молиться о том, чтобы не быть покинутыми в них, не быть оставленными на наши собственные силы, но чтобы Его милость, в согласии с Господним устройством, могла быть достаточной для нас.
6) Библия уверяет нас, что существует лукавый, что он имеет большую силу и влияние среди людей, что он «князь, господствующий в воздухе» и «бог века сего». Как верно, что мы должны просить Господа не оставлять нас коварствам дьявола!
Слова: «Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь», – не находятся в древнейших греческих манускриптах и потому опущены, не будучи частью Священного Писания. Царство, или господство, настоящего времени – не от Бога. Его Царство, сила и слава еще не присутствуют. Мы ожидаем установления Царства Мессии для свержения империи сатаны, связывания противника на тысячу лет, а затем провозглашения божественного Царства, силы и славы навеки.
R5021 (1912 г.)