[R5000]
ОСТЕРЕГАЙТЕСЬ ГОРДЫНИ В СЕРДЦЕ

«Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем» (Притчи Соломоновы 16: 5).

Гордыня – чрезвычайно обманчива и часто приодевается в смирение. А так как мы несовершенны, то для нас хорошо было бы не становиться судьями других, а лишь ограничиваться тем, что мы видим внешне. Господь говорит: «Итак по плодам их узнаете их» (Матф. 7: 20). Мы должны судить о ком-то только по внешнему поведению и не можем пойти дальше и сказать, что находится в сердце. Ошибки в суждении не являются мерзостью для Господа. Он способен смотреть на ошибки милостивым взглядом. Люди не ответственны за те черты, которые пришли к ним по наследственности. Но даже если мы не судим кого-то, мы можем видеть чье-то поведение, которое может показаться нам надменным, хотя оно таким не является.

Мы встречали людей, которые не отличались слишком большим самоуважением, слишком большим тщеславием, но любили похвалу. Они думают не столько о себе, сколько о том, что другие думают о них. Они говорят: «Если бы люди знали меня, как я знаю себя, то в мире меня считали бы ничтожеством». В этом есть доля истины. Люди, у которых мало чувства собственного достоинства, часто могут казаться надменными, хотя на самом деле это не так. Пытаясь делать вид, что они являются кем-то, они ведут себя так, будто являются всем. Такие люди лишь упорно ведут сражение в неблагоприятных обстоятельствах, в которых они родились. Мы не можем предположить, что для Господа они – мерзость. Очень часто они ничтожны в собственных глазах и очень смиренны перед Господом. Однако они стараются выглядеть внешне как можно более привлекательно. Следует признать, что в этом есть определенный смысл. Но для них мудро пытаться преодолеть эти слабости своей природы. Они должны стараться думать о себе трезво (иметь здравый ум) и не преувеличивать. Им нужно вести себя кротко, а также иметь кроткие чувства и мысли.

Есть еще другой класс, который имеет большую степень самоуважения, но думает при этом так: «Я не хочу, чтобы другие знали, какого высокого мнения я о себе, поэтому я буду это скрывать. Я буду стараться говорить очень смиренно. Священное Писание говорит, что мы должны быть смиренными, поэтому, высказываясь, я буду стремиться говорить именно с такой точки зрения». Такие люди очень часто имеют только внешний глянец смирения. Некоторым действительно кажется, что такое поведение является правильным. Если они искренни в своем поведении, то мы не можем предполагать, что Господь будет испытывать к ним отвращение.

По нашему мнению, «надменный сердцем» – это высокомерный человек, который чувствует свое превосходство над другими и не сочувствует им, который думает о себе более высоко, чем должен думать, который пренебрегает другими. Это не сердце, которое мог бы любить Бог или кто-то другой. Оно является мерзостью в Господних глазах.

ПОЧЕМУ ГОРДЫНЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОМЕРЗИТЕЛЬНОЙ

Омерзительная вещь – это что-то крайне неприятное, отталкивающее, о чем не следует думать, чего не следует держать в мыслях, а нужно осуждать. По-видимому, есть причина, почему Бог говорит, что Он гордым противится. Мы понимаем, что никто на самом деле не имеет ничего, чем мог бы гордиться. Как дает понять апостол в одном месте (1 Кор. 4: 7), «Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» Что мы имеем, чего бы не получили от Господа? Если же мы получили это как дар, то какое право мы имеем хвалиться? Очевидно, это очень плохое состояние ума – гордиться тем, что не наше, не от нас, что дано нам как дар.

Никто не имеет повода гордиться, но имеет всякий повод быть благодарным Великому Дарителю всего хорошего. И то, что правда в нашем случае, правда и в случае ангелов. Следовательно, во всей Вселенной никому из Божьих творений нечем гордиться. [R5001] В каких бы условиях они ни были, эти условия не от них. Очевидно, что Бог так устроил условия для смирения, чтобы не было никакого основания для гордости.

Гордость – это самолюбие, самовосхваление, а самолюбие является иным названием греха. Следовательно, грех и самолюбие противостоят Божественному Характеру и Божественному Плану – находятся в полной оппозиции к ним. Поэтому вполне понятно и правильно, что Бог презирает надменных. Не умея правильно распоряжаться Его благословениями, они не могут иметь Его благосклонности. И дело даже не в том, чем люди гордятся – своими умственными достижениями, физической силой, богатством, происхождением или тем, что их «предки были обезьянами», – все равно это – гордыня и мерзость перед Господом.

НАИБОЛЕЕ ОТВРАТИТЕЛЬНАЯ ФОРМА ГОРДЫНИ

Но, пожалуй, наиболее омерзительной формой гордыни является гордыня в Церкви – будто мы сами создали План и теперь можем хвастаться им! Наверное, любой, создав такой План, мог бы справедливо гордиться им. Но когда мы вспомним, что ни один из нас не создал такой План, что мы только имеет привилегию видеть его, мы должны наполняться еще большим смирением и изо дня в день еще лучше прославлять Его Имя за благословения, которые Он предвидел для всего мира.

Невозможно себе представить, чтобы какая-нибудь гордость была более отвратительной в Божьих глазах, чем гордость Истиной. Если кто-то ведет себя таким образом, то это, очевидно, уведет его от света. Видим, как этот принцип был проиллюстрирован в случае сатаны. Благородный и величественный, он позволил гордости проникнуть в свое сердце и сказал: «Я поднимусь над другими; я создам собственную империю». Эта гордость сделала его соперником Бога (Ис. 14: 12-17). Поэтому он известен в Священном Писании как противник, сатана, дьявол.

Кто имеет дух гордости, тот не способен видеть, что «всякое даяние доброе и всякий дар совершенный – свыше сходящий от Отца Светил» (Иак. 1: 17, Од.). Он имеет дух противника вместо Духа Бога. Если таковому позволить расти и приносить плоды, это окончательно приведет ко Второй Смерти. Природа искушений, приходящих на Божий народ, ужасна. Но мы не должны судить сердце, чтобы определить, что это – гордыня сердца это или нет, потому что нам может так только казаться временно. И даже если кто-то потеряет «высокий призыв», то может еще получить место в «Великом Множестве». Поэтому, если мы видим чье-то поведение, которое не соответствует тому, чего следует ожидать от благословенных Истиной, это должно побудить нас изучить собственное сердце, чтобы увидеть, нет ли в нас такой же черты гордости.

Пожалуй, нигде эта черта гордости не проявляется в такой степени, как у тех, кто уже долго находится в Истине. Иногда она проявляется в сестрах. Бывает, они очень гордятся тем, что им известно, и не допускают возражений, видимо, думая, что они знают все. Иногда она видна в братьях, в которых появляется дух гордыни. Их выбирают старейшинами, и им кажется, что они во всем правы, а другие – ошибаются. Это может вести к попытке пренебрегать свободами собрания и держать власть в своих руках.

«НЕ МНОГИЕ ДЕЛАЙТЕСЬ УЧИТЕЛЯМИ»

Возможно, нам не всегда полагается говорить о таких вещах. Такие вопросы, по-видимому, дело собрания. Но, как заметил недавно один брат пилигрим: «Брат Рассел, я иногда думаю себе, что если мы перейдем за завесу, то будем поражены, как мало из тех, кто занимал ведущее положение в Церкви, будет среди избранных». Это заставляет нас, занятых Господним трудом, пристально следить за собой, чтобы в случае, если мы заметим хоть малейшую тенденцию, направленную к гордости, мы должны подавить ее как своего рода заразную болезнь, зная, какие последствия она имеет для других. Мы должны сочувствовать тем, кем она овладела, но не их трудностям. Вспоминаются слова апостола: «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению». Кто имеет ясное видение Истины и некоторые таланты и возможности, тот будет иметь с этой стороны более суровое испытание.

Недавно мы слышали о некоторых испытаниях, связанных с посещением других собраний. Такие возможности посещать в нескольких случаях оказались не на пользу. Некоторые лица, которые высокого мнения о себе, решили, что они обязательно должны быть заняты таким трудом и говорить собранию, что оно должно делать. Иногда так ведут себя даже хорошие братья, благородные братья, но, на наш взгляд, они не поступают разумно.

Как мы уже говорили вначале, не наше дело судить сердце. Каждый имеет привилегию проповедовать в меру возможностей. Он может путешествовать за свой счет и делать это тогда, когда имеет возможность. Он может проповедовать так, как способен. Так всегда делали хорошие люди. В Священном Писании нет ничего, что запрещало бы это. Но принуждать собрание – признавать собрание в одном смысле, и игнорировать то же собрание в другом смысле – неправильно. Если собрание выразило Божественную волю, то отдельные лица должны молча принять то, что решило собрание.

R5000 (1912 г.)