[R4995]
КОТОРЫЙ ДЕНЬ СУББОТА?
МАРКА 2: 23-28; 3: 1-6

«Суббота для человека, а не человек для субботы» (Марка 2: 27).

Никто не будет оспаривать, что Библия учит важным урокам относительно субботы, но каковы эти уроки – вот в чем вопрос. Четвертая Заповедь Декалога обращается к седьмому дню и требует его соблюдения как дня отдыха и не более. Десять Заповедей в целом были основой Завета Закона, обязывающими каждого иудея. Иудею, соблюдающему все эти заповеди, была обещана вечная жизнь. Неудача соблюдать их осуждала его заново. В этом нет сомнения.

Однако во времена нашего Господа религиозные иудеи стали в значительной степени формалистами, делая больший упор на буквальные заповеди, чем на их истинный дух, их истинное значение. Иисус упрекнул за это несколько раз, говоря законоучителям, что «они... связывают бремена тяжелые» людям. Например, ловить блох в субботу считалось нарушением Четвертой Заповеди, нарушением субботы, потому что, как считали, человек охотится на них так же, как охотится на буйвола или льва.

Похоже, как уже упоминалось в этой лекции, вину нашли также в учениках нашего Господа, которые, проходя по пшеничному полю, растирали зерна в ладонях и ели. Это воспринималось как нарушение субботы, потому что они молотили и отсеивали, сколько бы этого ни было – мало или много. Иисус не нарушал постановления о субботе и не учил этому людей. Он был иудеем и был обязан полностью выполнять закон субботы. Но Он выступал против таких нелепых кривотолков, которые мы упомянули. В этом исследовании мы показываем, что суббота предназначена для человека, и является ошибкой считать, как считали некоторые тогда и, судя по всему, считают теперь, что Бог создал [R4996] человека для того, чтобы он соблюдал субботу. Один день отдыха на шесть дней работы предназначался человеку для облегчения и защиты и в то же время должен был символизировать некоторый большой урок, о котором мы вспомним позже.

Иисус, зная отношение Своих слушателей к древним обычаям, процитировал в поддержку Своего учения то, что сделал Давид: когда он проголодался, то ел хлебы предложения, которые по Закону разрешалось есть только священникам, и за это не был наказан и не считался виновным. Иисус, как Сын Человеческий, был Господом субботы и имел право объяснять ее истинное значение.

Позже Иисус пришел в синагогу, где увидел человека, имевшего иссохшую руку. Глаза всех были обращены на Него, будет ли Он исцелять его в субботний день, чтобы потом обвинить Иисуса. Обратившись к ним, Он сказал: «Должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить?» Они не ответили. Спасителю стало досадно, и Его охватило праведное негодование, что люди так откровенно заблуждаются и искажают Божественный порядок, считая грешным облегчить человеческие страдания в субботу. Тогда Он сказал человеку: «Протяни руку твою». И рука стала здорова. Но фарисеи, более ревностные к своей теории, чем к истине (к букве Закона, чем к духу Закона), разозлились и немедленно составили с иродианами совещание, как уничтожить Иисуса – убить.

ГОСПОДЬ СУББОТЫ

Ни Иисус, ни апостолы не давали Церкви никакой заповеди относительно субботнего дня. Ранняя Церковь во многих местностях, по-видимому, придерживалась иудейского седьмого дня, а в некоторых – первого дня недели, празднования Господнего воскресения, а иногда придерживалась обоих этих дней. Но такое соблюдение не было ни законом, ни повелением, потому что апостол писал: «Ибо вы не под законом, но под благодатью». Они имели привилегию считать один из этих дней или оба святыми, священными для Господа, отдыхая от земных дел и предаваясь прежде всего духовным делам.

Так и с нами сегодня. Мы рады, что один день в неделе повсеместно считается днем отдыха, субботой (субботний день означает день отдыха). Мы рады, что этим днем принято считать первый день недели, ведь он так прекрасно напоминает о христианской надежде, засвидетельствованной воскресением нашего Господа из мертвых в этот день. Поэтому если бы Божий народ имел две субботы или семь дней в неделю, верим, он, тем самым, имел бы гораздо больше благословения.

Христиане, для которых каждый день является субботой, должны использовать каждый день как святой день для Господа и ничего никогда не делать вопреки Божественной воле или принципам Божественного Правительства. Слова Иисуса, что Он был Господом субботы, напоминают нам еще раз о высказывании св. Павла, что Бог, Отец, отдохнул от Своего труда Седьмого Дня, оставив выполнять этот труд полностью Иисусу. Седьмой День отдыха Иеговы был одним из больших Дней Творческой Недели, продолжительностью семь тысяч лет каждый. Шесть из этих больших дней прошли, и человек был создан в конце шестого.

Поставив Своего человеческого сына в Едеме богом, правителем земли, Иегова отдохнул, то есть прекратил Свой труд на время Седьмого Дня, седьмого периода из семи тысяч лет. Шесть тысяч лет этого седьмого периода уже прошли, во время которого Иегова Бог отдохнул, прекратил Свой труд – не вмешивался, чтобы помочь человеку, поднять его из греха и деградации. Во время тысячи лет, которые остались из семи тысяч, Бог лично не будет вмешиваться, чтобы спасать человека. Почему? Потому что часть Божественного Замысла заключается в том, чтобы оставить грешного человека и его спасение полностью в руках Иисуса. Он является Господом этого Великого Седьмого Дня.

СЕДЬМОЙ ДЕНЬ ЧЕЛОВЕКА

Весь этот период из семи тысяч лет, который у Бога является большим Седьмым Днем, Субботой, разделен для человека на семь больших Дней по тысяче лет каждый, в шести из которых человек был под господством греха и смерти, тяжелого труда и страданий. Седьмая, субботняя тысяча лет предназначена для спасения человека, поднятия его и благословения. В этом славном седьмом тысячелетнем периоде Иисус должен быть Господом. Это будет большая антитипичная Суббота, большой антитипичный Юбилей человечества. Шесть дней тяжелого труда перейдут в великую Субботу славного Мессианского царствования и благословения всех родов земли.

СУББОТНИЙ ДЕНЬ ЦЕРКВИ

Св. Павел дает ясно понять, что для Церкви, Нового Творения, каждый день является субботним днем в том смысле, что Божий посвященный народ отдыхает так, как отдыхает Бог, – в вере, в надежде, в убеждении, что Иисус окончательно освободит стонущее творение и введет его в славную Субботу, Отдых. Св. Павел говорит: «А входим в покой мы уверовавшие». Буквально мы, уверовавшие, имеем непрерывную субботу. Семь дней в неделю и пятьдесят две недели в году наши сердца отдыхают в Господе и получают через веру утешение от славных обетований Его Слова. Так мы отдыхаем от осознания ответственности и переживания за спасение мира, как отдыхает небесный Отец.

Мы, как и небесный Отец, полностью верим в то, что Искупитель еще даст благословение всем родам земли и введет всех охотных и повинующихся в великое Время Отдыха будущего (тысячу лет Мессианского Царства, в котором мир освободится от рабства сатаны, греха и смерти), в котором стонущее творение «будет освобождено от рабства тления в свободу славы детей Божьих» (ВоП) – всех охотных и повинующихся.

И хотя Церковь отдыхает верой и наслаждается субботой (даже если в плоти мы переходим скорбь, надеясь получить удел в Царстве Мессии), апостол показывает, что «для народа Божия еще остается субботство», отличное от того, который мы имеем сейчас. Настоящий отдых, суббота, это не только отдых веры и сердца, но он будет содержать также отдых от всякого тяжелого труда, тогда как наши дела последуют за нами. Другими словами, изменение воскресения принесет нам полное облегчение от испытаний, тяжелых трудов на пути и введет полностью в славные благословения состояния воскресения.

R4995 (1912 г.)