[R4317]
БРАТСТВО В ПОМАЗАННИКЕ
ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ 4: 32; 5: 11
«Мерзость пред Господом – уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему» (Притчи Соломоновы 12: 22).
Этот урок резко противопоставляет истинное и ложное братство в Церкви. Ярким примером истинного был Варнава, тогда как Ананий и Сапфира были яркими иллюстрациями ложного. К пятистам братьям, которые стали верующими во время служения нашего Господа и, таким образом, были заранее подготовлены к благословению Пятидесятницы, щедро добавились тысячи обращенных в День Пятидесятницы. В целом, это был особо избранный класс. Только дети света, «подлинно израильтяне», оставались верными Искупителю во время Его испытаний и нанесенных Ему оскорблений. Похожий класс «подлинно израильтян» оказался восприимчивым к урокам, демонстрациям и проповедованию в День Пятидесятницы. Это были набожные люди со всей страны вокруг Иудеи, которые в то время приходили в Иерусалим принять участие в религиозном празднике, как того требовал Закон.
«ПРИШЕЛ И САТАНА»
С такой волной популярности, которая досталась Церкви в Пятидесятницу, вполне можно было ожидать, что некоторые будут буквально очарованы всеобщим возбуждением, чудесами и милостью Господа, не будучи при этом «подлинно израильтянами». Но таких, очевидно, было сравнительно немного. Среди верующих царил пыл, любовь, общность родственных душ. Они осознавали себя Божьими детьми, братьями Господа Иисуса Христа и друг друга. Это был новый опыт, и святой Дух, руководивший их сердцами, их чувствами, слился в один общий поток. Если кто-то из них был нищим или калекой, обездоленным или опечаленным, другие с радостью служили для их утешения. Они были братьями в самом полном, самом глубоком понимании. Насколько благословенны эти отношения, никто не может знать, кроме тех, кто их почувствовал.
Как мало чувствуют эту взаимную любовь в наше время! Смесь духа светскости настолько разбавила дух Учителя в сердцах большинства, что истинная, братская любовь стала малопонятной. Наверное, нигде в мире дух братства ранней Церкви не проявляется сегодня так явно, как в собраниях читателей «WATCH TOWER», на общих конвенциях или в меньших общинах. Как действительно прекрасно, как освежает сердце, когда мы видим полный любви интерес, проявляемый друг к другу. Это свидетельствует о нашем возвращении к простоте, которая во Христе, и к общности Его Духа. Давайте радоваться этому. Давайте лелеять этот надлежащий дух, чтобы любовь к Богу и любовь к братьям все больше разливалась в наших сердцах.
КОММУНИЗМ В РАННЕЙ ЦЕРКВИ
Эгоизм скрывается за любовью, точнее, временно исполняется ею, потому что эгоизм – это дух мира и противника, а любовь – это Дух Бога, святой Дух. Мы не считаем, что первые последователи Господа в своем пылу и некоторой неосведомленности о собственных слабостях и слабостях друг друга положили начало коммунистическому порядку. Собрав все свое имущество и богатство вместе, они делили его так, как каждый имел потребность. В конечном счете, этот урок был хорошим: (1) Он показал и им, и нам, каким должен быть дух всех, кто любит Господа и зачат Его святым Духом к Новой Природе как члены Тела Христа, Его братья, Божий народ. Все нищие сердцем должны чувствовать горячее стремление к такому состоянию взаимопомощи. Однако, кроме этого урока, нужен был еще один, а именно, что Господний народ, даже имея наилучшие намерения в сердце, настолько по-разному построен физически – падший в разных направлениях, – что для него нецелесообразно, невозможно пытаться жить вместе по коммунистическим принципам. Отдавая друг другу должное за чистоту сердца и честность намерений, Господний народ узнает, что в его плоти нет совершенства, и так же нет его в плоти его братьев. Следовательно, с одинаковой любовью в сердце друг к другу мы узнали, что лучше предоставить друг другу полную свободу и полную ответственность в управлении земными делами, и что в таком состоянии каждый может быть самым счастливым и может достичь наибольшего прогресса и лучше всего усвоить необходимые уроки подготовки к Тысячелетнему Царству и его служению.
Ранняя Церковь быстро усвоила этот урок. Ее коммунизм продлился недолго. Прежде всего, апостолы обнаружили, что, несмотря на доверие [R4318] Церкви к ним как духовным и способным служителям Евангелия, особенно посланным Господом, на них были нарекания, потому что некоторые считали, что их интересы не так хорошо обеспечиваются из общих средств, как интересы других. Это привело к тому, что заведование было передано диаконам, и весь замысел в конце концов распался. Это дало урок, полезный для Господней Церкви с тех пор и доныне. Этот урок заключается в том, что коммунизм возможен на небе или на земле среди совершенных людей, но невозможен среди тех, кто несовершенен и чьи вкусы, аппетиты, опыт и т. д. различны. Это наш ответ дорогим друзьям, которые изредка убеждают в целесообразности социалистического и коммунистического строя в настоящее время.
Мы уверяем их, во-первых, что этот замысел неосуществим, потому что, какими бы полными сочувствия и преданности ни были наши сердца друг к другу, наши смертные тела и их вкусы не могут находиться в полном согласии. И разлад становится тем серьезнее, чем теснее контакт, и неограничен во времени. И как тогда Господь возбудил большое преследование, которое рассеяло Церковь и ее коммунизм, и послал их повсюду как одиноких свидетелей Истины, так, верим, и сейчас. Господь желает, чтобы Его народ был рассеян по всему миру, чтобы он мог лучше позволять своему свету сиять посреди земной тьмы, давая свидетельство Истине.
ВАРНАВА – СЫН УТЕШЕНИЯ
Описание, представленное нам в этом уроке, прекрасно иллюстрирует дух полного посвящения Господу – полную любовь и доброту ко всем братьям и полное доверие к апостолам как Господним представителям. Свое имущество они приносили и полагали к ногам апостолов. Среди других, кто сделал это, был Иосиф, дядя Иоанна Марка, вероятно, член богатой семьи, живший на Елеонской горе в доме, сад которого был Гефсиманским садом нашего Господа. Теперь он стал искренним последователем Назорея. Он продал принадлежавшее ему поле и положил вырученные деньги к ногам апостолов. Иосиф, очевидно, был человеком большого сердца и хорошего характера, о чем свидетельствует прозвище, данное ему в ранней Церкви, – Варнава. Это имя означает «Сын утешительной вести», или, более коротко, «Сын утешения». Слава Богу, что тот же дух еще можно найти среди Его народа. Некоторые являются сыновьями, а некоторые – дочерьми утешения, особенно для других Его сыновей и дочерей, – сочувствующими, любящими, добрыми, чуткими, услужливыми.
Варнава был левитом, а значит, готовился трудиться как учитель, наставник своего народа. Предания говорят, что он познакомился с Савлом из Тарса в школе Гамалиила. Однако тесные узы между ними, которые впоследствии сделали из них посланников благой вести, были не земными, а духовными. Так и с нами. Чем больше мы обладаем духом святости, преданности Богу, праведности, духом любви и преданности братьям, тем больше мы способны быть сынами утешения, изливая на всех, с кем имеем дело, помазание от «Святого», благоухание любви.
Варнава предстает перед нами в этом уроке как образец духа правильного общения и братства в ранней Церкви, а также утешения, которое из этого следует. Пусть так будет и с нами. Пусть каждый стремится быть достойным этого имени – Варнава – в наших домашних отношениях и особенно в Церкви Христа. Давайте заботиться о том, чтобы быть не сеятелями раздора, а миротворцами. Помните вдохновляющие слова: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения... и уклоняйтесь от них» – упрекайте их тем, что избегаете их. Покажите им, что вы не симпатизируете такому воинственному, нечестивому духу. Мы не должны бить их, не должны говорить о них плохо, позорить раз за разом, а просто должны дарить свое внимание, улыбки и ободряющие слова другим, которые проявляют больше Господнего Духа. Для тех, кому можно помочь, такое поведение будет очень полезным, намного полезнее, чем общение с ними, которое действительно может побудить их почувствовать, что они имеют одобрение чистых сердцем и благородных помыслами. Мы должны различать между таким избеганием, таким общением, таким назначением на почетные положения в Церкви и, с другой стороны, лишением общения и отлучением от Тела Христа, Церкви. Последнее можно правильно сделать только по правилам, приведенным нашим Учителем в Матфея 18: 15-17.
«ДОПУСТИЛ САТАНЕ ВЛОЖИТЬ В СЕРДЦЕ ТВОЕ»
Теперь мы переходим к другой части урока. В Анании и Сапфире, его жене, мы видим иллюстрацию обманчивого, лицемерного духа, неприятного Богу и всем Его добропорядочным детям. Они хотели иметь и ценили общий дух Церкви, хотели иметь в нем удел, но хотели также оставить себе часть вознаграждения. Как отметил святой Петр, они имели на это полное право, и могли бы оставить себе все, но они не имели права лгать, делать вид, что посвящают все, когда на самом деле было иначе. В этом заключалась их вина. Они действительно могли ввести в заблуждение своих ближних из Церкви, но не могли ввести в заблуждение Господа. Святой Петр, ведомый силой святого Духа и обладающий даром распознавания духов, был ознакомлен с ситуацией и, действуя под божественным руководством, упрекнул их во имя Господа, следствием чего стала их смерть, как об этом имеется запись.
Хотя мы не принадлежим к тем, кто верит, что они пошли на вечные мучения, нам может показаться странным, что Господнее провидение не дало им наставления по этому поводу, вместо того чтобы позволить на их умерщвление. Мы можем смело предположить, что вынесение им окончательного смертного приговора имело целью дать общий урок Церкви не только в те дни, но и с тех пор. Нас совсем не удивило бы, если бы Анания и Сапфира имели какой-то удел в Великом Божьем Плане в будущем, когда они могли бы узнать об ошибочности своего поведения, исправиться и научиться праведности. Кажется, что они имели удел с Церковью в различных благословениях, которыми та обладала. Однако мы сомневаемся, что они были духовно зачатыми, а значит, подлежали Второй Смерти. Однако мы можем быть уверены, что когда все тайны будут раскрыты, тогда мудрость, любовь, справедливость и сила нашего Бога, проявленные в этом и в каждом другом Его непонятном поступке, станут полностью очевидными.
Этот урок наполнил страхом всю Церковь; не страхом, который имеет мучение, не страхом, который свидетельствует о недостатке веры, а надлежащим страхом, страхом уважения, боязнью не делать ничтожное, боязнью оскорбить нашего милосердного Отца и Господа, от Которого мы уже получили столько благословений и от Которого ожидаем получить увенчивающие благословения славы, чести и бессмертия. Именно этот страх имел в виду апостол, наставляя нас, что мы все должны его иметь: «Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим».
Наш заглавный текст обращает наше внимание на Божье отвращение к лживым устам и на то, что Он радуется Истине. Принцип Истины – честность, и он влияет не только на наши слова, но и на весь наш образ жизни, а также на наши мысли. Лицемерие – это обман в действии. Сознательно вводить в заблуждение другого – это ложь в одной из ее самых недостойных форм. А поскольку главный источник жизни находится в сердце, и «от избытка сердца говорят уста», и так устроена жизнь, то из этого мы можем видеть, что лукавое сердце и лукавый ум являются самыми опасными вещами в мире. Поэтому Божий народ должен ревностно следить за своими мыслями – относительно Бога, относительно мира, относительно каждого слова и поступка, – чтобы не допустить никакой несправедливости, чтобы в них не обнаружилось никакой фальши. Таковы чистые сердцем. Таковы святые. Такие увидят Бога и станут сонаследниками своего Господа. Как же старательно мы должны следить за своим сердцем, за своими мыслями, чтобы они были честными, правдивыми, истинными в каждом смысле и в каждой подробности!
R4317 (1909 г.)